Военные следователи обвинили в дезертирстве бывшего солдата-срочника Андрея Попова. Сам он, вернувшись на родину спустя 11 лет после того, как пропал из части, где проходил службу, рассказывал, что все это время находился в рабстве на кирпичном заводе в Дагестане.
В понедельник в следственном отделе военно-следственного управления по Приволжского-Уральскому военному округу СК сообщили, что бывшему срочнику Андрею Попову предъявлено обвинение по статье «дезертирство». Как заявили следователи, расследование дела, возбужденного против солдата еще в 2000 году, завершено, обвинительное заключение к настоящему моменту передано для утверждения в военную прокуратуру. Затем дело будет передано в суд.
Сотрудники СК отказались сообщить, исходя из каких данных следствие решило признать вину военнослужащего, который утверждает, что чудом вырвался из рабства на дагестанском заводе.
Пропавший без вести солдат вернулся в Ершов (райцентр в Саратовской области) в августе 2011 года, на следующий день сам пошел в полицию и был посажен за решетку.
Как выяснилось, все эти годы он числился самовольно оставившим свою часть и находился в розыске. Андрей Попов был призван в армию на срочную службу в начале 2000 года. Попал он служить в воинскую часть 14460 в Татищевском районе Саратовской области. Одиннадцать месяцев спустя его мать Нина Викторовна получила письмо от командира о том, что рядовой Попов самовольно оставил службу. Потом к родителям солдата приходили из милиции, требовали сообщить, если сын вернется домой, а три года назад ершовские милиционеры заявили, что тело Андрея Попова якобы было обнаружено в Дагестане. После всего этого близкие уже не надеялись увидеть его живым.
Вернувшись, Попов рассказал родственникам, что самовольно из своей части не убегал: его похитили и продали в рабство на кирпичный завод в Дагестане, где бывший солдат провел почти одиннадцать лет, пока ему не удалось сбежать.
Попов сам явился в полицию, был задержан и больше недели явился в полицию, он был задержан, больше недели просидел в ИВС города Ершова, затем, после огласки всей этой истории в СМИ военный следователь изменил ему меру пресечения – и солдата передали под надзор командования одной из военных частей в Саратове. Одновременно в рамках возбужденного дела по дезертирству началась проверка заявлений Попова, для этого саратовские следователи вместе с солдатом и его адвокатом выезжали в Дагестан.
«На одном из заводов, на которые указывал Попов его опознали, при этом документов свидетельствовавших о том, что он устраивался на работу и ему выплачивались какие-либо деньги представить не смогли, все это свидетельствует о том, что Андрей не обманывал и его действительно незаконно удерживали на этом предприятии», – считает председатель союза солдатских матерей Саратовской области Лидия Свиридова.
Сейчас фигурант дела находится на территории военной части. «С обвинительным заключением я не знакомился, о том, что расследование завершено не знал, может быть, завтра известят», – предположил Попов.
Адвокат Попова Андрей Бессонов в настоящее время воздерживается от общения с прессой, ссылаясь на то, что должен согласовать свои заявления с подзащитным.
По мнению Лидии Свиридовой правоохранительным органам было проще признать солдата дезертиром, чем признавать существования рабского труда на территории России.
Кроме того, как считает правозащитница, солдат мог пойти на заключение досудебного соглашения со следствием в обмен на освобождение от уголовного наказания.