Пожалуй, за последнее время впервые столь серьезная напряженность возникла вокруг главного финансового документа страны на ближайшие годы. Причем, если раньше напряженность, главным образом, проявлялась в стенах российского Парламента, то сегодня она проявилась в стане высшего руководства страны: фактически между президентом и правительством Российской Федерации.
Напомним, что впервые за долгие годы федеральным министрам выговор был объявлен не председателем правительства страны, который по закону и является непосредственным начальником всей министерской братии, а лично президентом. Но если президент прилюдно выговаривает сразу трем министрам по поводу того, что они фактически провалили подготовку федерального бюджета по своим направлениям, то, получается, что такого рода критика касается и премьера российского правительства Дмитрия Медведева. Ведь если работа, как минимум, троих подчиненных второго властного лица в государстве, вызывает жесткую критику со стороны первого властного лица, то очевидно, что и второе лицо, хочет оно того или нет, попадает под эту критику. Получается, что впервые за все время совместной работы во властном тандеме Владимира Путина и Дмитрия Медведева проявился вполне ощутимый конфликт между этими политиками. Но, как бы кто ни думал, иначе и быть не может. Находясь на таком высоком политическом уровне крайне сложно играть роль того, что у высших руководителей нашего государства один взгляд на различные проблемы.
Находясь на президентском кресле, Медведев часто не сдерживался и показывал, что взгляд у него с тогдашним премьером Путиным пусть и один на разные политические и экономические события, но угол зрения иногда серьезно меняется. Прошлогодняя отставка министра финансов Алексея Кудрина, которая, по крайней мере, внешне выглядела как отставка, инициированная Дмитрием Медведевым, нанесла тогдашнему правительству определенный репутационный удар, а если нанесла она удар правительству, то, по понятным причинам, и премьеру Путину тоже «кое-что досталось» в плане общественного анализа деятельности отдельно взятого министра.
Сложно рассуждать о том, является ли сентябрьская выволочка трём министрам правительства от президента Путина своеобразной местью спустя год после «непозволительной» активности Дмитрия Медведева в плане контроля над правительственными действиями. Способен ли вообще Путин на такого рода месть?.. Вопрос, как говорится, интересный, но ответ на него лежит уже совсем в других плоскостях.
Как бы там ни было, но на деле мы получаем то, что Путину приходится самому идти в наступление не только на своих противников, но даже и на своих очевидных соратников, чтобы сохранить за собой общественную поддержку. Президент понимает, что в этом плане без определенного рода жертв не обойтись. Почему? Да потому что Владимир Путин сам поставил перед собой весьма сложную задачу, которая, так или иначе, упирается в «жирность» федерального бюджета. Некоторые расходные части бюджета косвенно или напрямую были обозначены в предвыборных статьях кандидата Путина. Были обозначены первоочередные задачи для регионального развития: в частности, необходимость серьезных инвестиций в Дальневосточный регион. Были сделаны акценты на стимулирование роста заработной платы для представителей бюджетной сферы Российской Федерации; на реалистичные проекты реформирования пенсионной системы. Эти задачи стояли достаточно жестко, и еще более жесткими они стали 7 мая 2012 года, когда кандидат Путин превратился в президента Путина. Были изданы президентские указы, которые регламентируют приоритетные направления финансирования проектов в России, причем сроки были указаны – 1 октября сего года. Об этом президент Путин говорил и федеральным министрам на том самом памятном совещании.
Но все обещания президента, данные им в первый день своего нового срока на президентском посту, прошли мимо цели, то есть мимо проекта федерального бюджета. Естественно, это вывело вполне уравновешенного Путина из себя. Выволочка министрам по поводу их работы над версткой бюджета на три ближайших года, может быть описана одной фразой: «Ребята, вы меня подставляете!» И ведь это весьма жаргонное словечко для работы как минимум трех министерств сейчас подходит как нельзя кстати. Минрегион, Минтруд и Минобрнауки, видимо, решили просто пойти по накатанной в России дорожке: «пообещать – пообещали, время пройдет – народ забудет». Но на сей раз вышла осечка. В сложившейся ситуации кто-то мог и забыть, но ведь кто-то так и ждет очередного прокола от власти. И как только этот прокол допускается, сразу начинается известное бурление в стиле «Власть – на мыло!» Но здесь президент решил сыграть на опережение. Он нанес легкую оплеуху трем министрам и, косвенно, премьеру; даже дал повод говорить о некоторых шероховатостях во взглядах в высших эшелонах власти, но зато сумел предупредить спускание президентских указов на тормозах.
Этим шагом Путин дал понять, что если цели поставлены, то их нужно достигать, и он, по крайней мере, попытается сделать всё, чтобы они были достигнуты. Другое дело, что цена достижения этих целей может оказаться слишком высокой, но здесь уж, как говорится, назвался груздем…
А об объемности цены достижения поставленных Путиным целей сегодня можно судить по тому, каким средствами приходится дополнять те самые статьи бюджета, по поводу которых недоработали федеральные министры. Сообщается, что расходы по обговоренным статьям нашлись вовсе не в резервах правительства, а в такой организации, как госхолдинг «Роснефтегаз». Это холдинг возглавляет Игорь Сечин. Что называется, теперь приходится «шарить по скрытым карманам»…
И сегодня многих людей в России волнует даже не то, какими средствами правительство, поставленное в весьма жесткие рамки, сможет латать появляющиеся дыры, а то, сойдут ли наметившиеся противоречия между высшими госчиновниками к минимуму или приведут к достаточно явному политическому конфликту с весьма громкими отставками. Рассуждая об этом, можно сказать, что Путин, конечно, может продемонстрировать свою политическую силу, но это явно не пойдет на пользу для него самого. Ведь тогда президент нарушит свои же слова о том, что люди в правительстве подобраны профессиональные и им нужно просто дать время поработать. Очевидно, что полгода – большим временем для работы назвать сложно, а потому можно предположить, что никаких громких отставок, по крайней мере, в ближайшее время точно не будет. Ошибки и просчеты исправят, а Минфин будет, покусывая локти, искать варианты для финансирования всех обозначенных социальных проектов. источник
|