МОСКВА – По итогам военного реформирования в России за период с 2008 по 2013 годы требуется «шлифовка» отдельных осуществленных преобразований и кардинальная корректировка других. Причем, упор должен быть сделан не на вымышленные угрозы безопасности, а на противодействие реально существующим, связанным, в первую очередь, с проблемой вооруженного экстремизма, ядерным нераспространением и терроризмом. Таковы основные постулаты исследования академика РАН Алексея Арбатова и доктора технических наук Владимира Дворкина под названием «Военная реформа России: состояние и перспективы», презентация которого прошла в четверг 11 июля в Московском Центре Карнеги.
Авторы считают, что следует скорректировать государственную программу вооружений, рассчитанную до 2020 года (в сумме 23 триллионов рублей, из которых более 19 трлн предназначено на вооружение и техническое оснащение армии и флота), исходя из прагматической оценки первоочередных задач армии и флота, и с учетом реалистических прогнозов экономического развития страны.
Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин охарактеризовал выпущенную книгу, как одно из самых солидных изданий, посвященных военной реформе в РФ. «Во всяком случае – предварительным итогам пяти лет осуществления этой реформы», – уточнил он.
В дискуссии, последовавшей за презентацией доклада, было высказано немало интересных соображений. Так, оба автора сошлись на той точке зрения, что говорить о «реформе Шойгу» пока не приходится, поскольку еще никто толком не разобрался, что же, собственно, делает новый министр обороны.
«По существу, он пытается спасти то, что еще можно спасти после значительных разрушений, навлеченных на Вооруженные силы скоропалительными, непродуманными, в большой степени – пиаровскими шагами, которыми занимался Анатолий Сердюков (отправленный в отставку министр обороны – В.В.), – заметил Алексей Арбатов. – Это, прежде всего, касается распродажи имущества, недвижимости, земельных угодий, демонтажа военных городков. И того, что было сделано с военной наукой, военным образованием, военной медициной».
По мнению Арбатова, Шойгу сейчас сосредоточен на том, чтобы сохранить «то, что еще не разрушено, и восстановить то, что можно восстановить».
По словам главного научного сотрудника ИМЭМО, генерал-майора в отставке Владимира Дворкина, Шойгу выполняет распоряжение президента «произвести тонкую шлифовку того, что наделано при Сердюкове».
«Это была не реформа, а выполнение самых общих пожеланий Путина привести наши вооруженные силы к тому, примерно, облику, который есть на Западе – в США, Германии, других странах. Все это происходило с помощью палки и веревки, без всякой продуманной программы, с непрерывными шараханиями из стороны в сторону», – сказал он. На его взгляд, одной «шлифовки» не всегда достаточно. «Нужны радикальные шаги по многим направлениям», – добавил Дворкин.
Что касается грандиозной программы перевооружения российской армии, то авторы сочли ее невыполнимой.
«Она не была реалистичной ни с точки зрения доступного финансирования, ни с точки зрения возможностей военной промышленности. Скорее всего, это просто сумма пожеланий к вооруженным силам и их промышленным подрядчикам, а не продуманная стратегия перевооружения с целью ведения в дальнейшем каких-то четко обозначенных боевых действий. По другому, общий план – заменить старую технику на новую», – обобщил Алексей Арбатов.
При этом он подчеркнул, что никто не ставит программу перевооружения под сомнение – она необходима. «Но суть ее конкретных программ вызывает очень спорные вопросы, не говоря уж о том, что экономически они весьма нереалистичны, – продолжил академик. – Да, и любой другой стране такая программа не по силам. Даже в США или Европе ее не смогли бы реализовать. Пожалуй, на это способен только Китай, при условии большого напряжения сил».
В свою очередь, Владимир Дворкин заострил внимание также на кадровой проблеме. «У нас потеряна школа мастеров. Это проблема чрезвычайно важная. Потерю кадров нельзя быстро компенсировать финансовыми вливаниями», – подчеркнул он.
Авторы выразили благодарность Фонду Джона и Кэтрин Макартуров, Фонду Старр и корпорации Карнеги Нью-Йорка за их поддержку программы «Проблемы нераспространения», в рамках которой осуществлено исследование.
|