На современном этапе довольно отчетливо прослеживается тенденция: НАТО использует Россию для того, чтобы провести собственную реинкарнацию, восстановившись как полноценный военный блок. Ранее выходом из ситуации для НАТО и сохранением его привлекательности для стран – оппонентов России казалась способность воевать без потерь за счет огромного технологического превосходства, в первую очередь разнообразного высокоточного оружия. Однако операции в Ливии, у которой не было ПВО, и отказ от удара по Сирии (потому что у той как раз есть ПВО и другие виды вооруженных сил) продемонстрировали, что НАТО умеет воевать только с тем, кто не может ответить. Поляки, прибалты и другие желающие вступить в блок должны были адекватно оценить факт, что НАТО не оказывало прямой военной помощи ни Грузии в 2008-м, ни Украине в 2014-м. Главной целью Североатлантического альянса постепенно стало именно самосохранение, а точнее – содержание бюрократического руководства. «Младоевропейцам» были выданы все возможные гарантии безопасности. Но для выполнения обещаний у НАТО просто нет ресурсов – ни военных, ни финансовых. Современные вызовыС учетом складывающейся обстановки и в ответ на «санкционную войну» на заседании Совета безопасности было объявлено, что Россия до конца декабря 2014 года примет уточненную Военную доктрину. Такая необходимость возникла в связи с появлением новых угроз: события на Украине, расширение влияния НАТО на постсоветском пространстве и усиление американской ПРО. " Ошибки предыдущих лет были обусловлены отсутствием базовых документов в виде Военной доктрины ” Уточнения повлекут изменения планов военного строительства. В доктрине могут найти отражение новая роль Китая как партнера Российской Федерации и заявление президента Путина о том, что страна не вступает в военные альянсы. Определенное влияние на разработку изменений окажут желание США развивать глобальную систему ПРО и создание в России Войск воздушно-космической обороны. В доктрине должна найти отражение задача, поставленная министром обороны, по продвижению России в Арктику и созданию пояса прикрытия от Мурманска до Чукотки. Это делается для обеспечения устойчивого развития арктической зоны, которая видится ресурсной базой, способной в значительной степени обеспечить потребности России в нефти и газе, морских биоресурсах и других видах стратегического сырья. Таким образом, обусловлена необходимость работы по уточнению уставных документов, прежде всего для Сухопутных войск. Кстати, новые уставы по применению соединений, воинских частей и подразделений уже разрабатываются во внутренних войсках, для чего при главном командовании ВВ создана специальная комиссия. К сожалению, этого нет в СВ. Что имеем? Чего хотим?Что такое боевые уставы? У многих данный вопрос вызовет недоумение. Не знаешь, бери энциклопедический словарь и читай. Там предельно ясно и сжато дано пояснение. Давайте воспользуемся советом. «Боевой устав – официальный руководящий документ, содержащий теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою, подготовке и ведению боевых действий, всестороннему их обеспечению и управлению ими. Боевой устав может быть общевойсковым или вида Вооруженных Сил. Разрабатывается на основе положений Военной доктрины, опыта войн, боевой и политической подготовки Вооруженных Сил, достигнутого ими уровня развития и перспектив технического оснащения и организационного строительства, а также с учетом развития военно-теоретической мысли». Как видно из определения, существующий устав рассчитан только на войну, поэтому он отражает положения и рекомендации по применению соединений, воинских частей и подразделений Сухопутных войск только в боевой обстановке, в нем отсутствуют положения и рекомендации, касающиеся мирного времени и периода непосредственной угрозы агрессии. Нам необходимо критически подойти к предлагаемому определению сущности и содержанию боевых уставов. Не вызывает сомнения, что уставы должны разрабатываться на основе положений Военной доктрины и нормативно-правовых документов. Следующим критерием в выборе подходов должна быть глубокая и всесторонняя оценка состояния войсковых формирований, их задач, которые придется выполнять как в боевой обстановке, так и в мирное время. Об объективности боевых уставов можно судить по тому, насколько полно и комплексно учтены положения Военной доктрины, техническая оснащенность войск и их организационная структура. Те или иные обобщения подобного опыта могут быть использованы для подтверждения соответствующих теоретических положений, закрепляемых в боевых уставах. Все это обязывает нас по-иному взглянуть на сущность и содержание данного документа в современных условиях. При разработке новых уставов необходимо самое пристальное внимание уделять уровню технической оснащенности войсковых формирований и их организационно-штатной структуре. Кроме того, необходимо опираться на состояние военно-теоретической мысли. Применительно к нынешнему времени она находится на уровне Второй мировой войны, что обусловливает необходимость кардинального ее развития. Исходя из изложенного необходима корректировка содержания статьи энциклопедического словаря. Предлагается следующая ее редакция: «Боевой устав – официальный руководящий документ, содержащий теоретические положения и практические рекомендации по применению соединений, воинских частей и подразделений, подготовке и ведению тактических действий, всестороннему их обеспечению и управлению ими. Боевой устав может быть общевойсковым или вида Вооруженных Сил. Разрабатывается на основе положений Военной доктрины, уровня технического оснащения и организационного строительства соединений, воинских частей и подразделений, опыта войн, боевой подготовки, а также с учетом развития военно-теоретической мысли». Как вы яхту назовете…Трудно переоценить значение объективной разработки не только структуры новых уставных документов, но и уточнения названий. Структура и содержание любого документа, тем более уставного, должны соответствовать его названию и наоборот. Это аксиома. Посмотрим, как у нас обстоят дела с названием устава Сухопутных войск и нужно ли давать новому документу другое название. Боевой устав Сухопутных войск состоит из четырех частей. В первой части показываются положения и рекомендации по подготовке и ведению боя дивизией, бригадой, полком, во второй – батальоном, ротой, в третьей – взводом, отделением, танком, в четвертой – пулеметно-артиллерийской дивизией, полком. Все части имеют одинаковое название «Боевой устав Сухопутных войск». Это, наверное, правильно, поскольку в них показываются положения и рекомендации по подготовке и ведению боя, разумеется, только в ходе военных действий. Сейчас разрабатывается новая Военная доктрина, значительно увеличился спектр задач Вооруженных Сил и входящих в их состав соединений, воинских частей и подразделений Сухопутных войск, появился ряд важнейших нормативно-правовых документов, в соответствии с которыми они должны будут привлекаться для решения специфических (невоенных) задач. С учетом указанного необходимо, во-первых, дать новое название уставу Сухопутных войск. В частности, подходит название ранее существовавшего. Это был Полевой устав. Энциклопедия гласит: «Полевой устав – официальный документ, определяющий основные положения подготовки и ведения общевойскового боя частями и соединениями, управления войсками, организации их передвижения, расположения на месте, а также обеспечения в различных условиях боевой обстановки…» Данное предложение обусловлено не сегодняшними веяниями, а объективной потребностью. Подразделения, воинские части и соединения в боевой подготовке должны ориентироваться на действия в полевых условиях. Во-вторых, название четвертой части устава – «Боевой устав Сухопутных войск, часть 4 (пулеметно-артиллерийская дивизия/полк)» выглядит некорректно. Пулеметно-артиллерийские формирования, как и кавалерийские, давно ушли в историю. Эти подразделения не являются пулеметными. Они по сущности и предназначению больше подходят к укрепленным районам. Поэтому целесообразнее их название иметь в виде «Боевой устав Сухопутных войск, часть 4 (укрепленного района)». В-третьих, исходя из структуры общевойсковых формирований, уровня их технической оснащенности целесообразно иметь один официальный руководящий документ, в котором должны быть изложены действия дивизии, бригады, полка (батальона), причем в боевой обстановке, в мирное время и в период угрозы агрессии. Для роты, взвода, отделения необходимо разрабатывать рекомендации и памятки по действиям в типовых условиях боевой и другой обстановки. В свое время были же разработаны методические рекомендации по действиям подразделений в чеченскую кампанию. Такой подход позволит исключить разработку боевых уставов для подразделений ниже уровня батальона. Определяя содержание устава, необходимо учитывать современную международную обстановку и перспективы ее развития. Точнее, исходя из нее понимать, к каким войнам должна быть готова наша страна, чтобы уставной документ был универсальным, позволял готовить офицерские кадры в образовательных организациях и войска к ведению любых войн, в том числе обусловленных внутренними противоречиями. В Военной доктрине в разделе «Применение Вооруженных Сил и других войск» определены основные задачи, которые решаются соединениями, воинскими частями и подразделениями. Анализ содержания обусловливает необходимость в постановке вопроса по коренному изменению названия данного документа. Наиболее приемлемым вариантом названия может быть «Правила применения Сухопутных войск Российской Федерации». Не следует исключать варианта уточнения названий уставов, регламентирующих повседневную деятельность военнослужащих. Поэтому содержание уставов целесообразно переработать и свести в единый документ, например, под названием «Устав жизнедеятельности войск Вооруженных Сил Российской Федерации». В предлагаемый документ следует включить два раздела, отражающих действия войск в мирное время – в первом, в военное время – во втором. В основе – грамотная структураИсходя из положений Военной доктрины целесообразно уточнить структуру Боевого устава Сухопутных войск. В ней предлагается иметь три части: первая должна быть посвящена тактическим действиям мотострелковой (танковой) дивизии, бригады, полка в период осуществления мер стратегического сдерживания и контртеррористической операции; вторая – действиям дивизии, бригады, полка в период непосредственной угрозы агрессии, когда осуществляются мероприятия стратегического развертывания; третья – тактическим действиям дивизии, бригады, полка в ходе стратегической операции. Структура этих частей может выглядеть так. Часть первая Тактические действия дивизии, бригады, полка в мирное время. Глава первая. Основы применения дивизии, бригады, полка при осуществлении мер стратегического сдерживания. Формы и способы действий ее подразделений при выполнении задач. 1. Меры стратегического сдерживания и основы применения дивизии, бригады, полка при их осуществлении. 2. Формы участия дивизии, бригады, полка в осуществлении мер стратегического сдерживания и способы выполнения задач. 3. Тактические действия дивизии, бригады, полка при осуществлении мер невоенного и силового характера. Глава вторая. Основы применения дивизии, бригады, полка при установлении уровней террористической опасности. Формы и способы действий ее подразделений при выполнении задач. 1. Факторы, обусловливающие необходимость принятия и осуществление дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. 2. Формы участия дивизии, бригады, полка при установлении уровней террористической опасности. 3. Управление и всестороннее обеспечение действий дивизии, бригады, полка при осуществлении дополнительных мер с установлением уровней террористической опасности. Глава третья. Тактические действия дивизии, бригады, полка при выполнении дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. 1. Организация действий дивизии, бригады, полка с введением повышенного «синего» уровня террористической опасности. 2. Действия дивизии, бригады, полка с введением высокого «желтого» уровня террористической опасности. 3. Действия дивизии, бригады, полка с введением критического «красного» уровня террористической опасности. Часть вторая Тактические действия дивизии, бригады, полка в период непосредственной угрозы агрессии. Глава первая. Основы применения дивизии, бригады, полка в период стратегического развертывания. 1. Меры стратегического развертывания и основы применения дивизии, бригады, полка при их осуществлении. 2. Формы участия дивизии, бригады, полка в осуществлении мер стратегического развертывания. 3. Тактические действия дивизии, бригады, полка при осуществлении мер стратегического развертывания. Глава вторая. Действия дивизии, бригады, полка по воспрепятствованию перевода страны с мирного на военное время. 1. Условия, обусловливающие необходимость проведения контртеррористической операции. 2. Формы участия дивизии, бригады, полка в контр-террористической операции. 3. Управление и всестороннее обеспечение действий дивизии, бригады, полка в контртеррористической операции. Глава третья. Тактические действия дивизии, бригады, полка при создании группировок войск. 1. Основы создания группировки войск. 2. Роль, место и задачи дивизии, бригады, полка в группировке войск. 3. Формы применения и способы тактических действий дивизии, бригады, полка в составе группировки войск. Часть третья Тактические действия дивизии, бригады, полка в военное время. Глава первая. Основы тактических действий. 1. Тактические действия, способы их ведения и средства вооруженной борьбы. 2. Основы применения соединений, воинских частей и подразделений при ведении тактических действий. 3. Основы огневого и радиоэлектронного поражения противника. Глава вторая. Управление воинскими частями и подразделениями. 1. Основы управления. 2. Система управления. 3. Основы работы командира и штаба по управлению подразделениями. 4. Основы организации взаимодействия. 5. Комендантская служба. Глава третья. Оборона. 1. Основы обороны. 2. Подготовка обороны. 3. Ведение обороны. 4. Особенности обороны во втором эшелоне (общевойсковом резерве) регионального командования (армии, корпуса) и участие в контрударе. 5. Оборона водных преград. 6. Оборона города и другого населенного пункта. 7. Противодесантная оборона морского побережья и оборона островов. 8. Отход войск. 9. Бой в окружении и выход из окружения. 10. Оборона в особых условиях. Глава четвертая. Наступление. 1. Основы наступления. 2. Подготовка наступления. 3. Ведение наступления. 4. Прорыв укрепленного района. 5. Форсирование водных преград. 6. Овладение городом и другим населенным пунктом. 7. Действия в морском десанте. 8. Преследование. 9. Боевые действия в отрыве от главных сил. 10. Наступление в особых условиях. 11. Организация и ведение встречного боя. Глава пятая. Применение тактического воздушного десанта. 1. Основы применения десанта. 2. Подготовка применения тактического воздушного десанта. 3. Десантирование и ведение боевых действий десантом. Глава шестая. Передвижение войск. 1. Марш. 2. Перевозка войск. Глава седьмая. Расположение войск в районе. Глава восьмая. Всестороннее обеспечение боя (боевых действий). 1. Боевое обеспечение (разведка, психологическая борьба, охранение, радиоэлектронная борьба, тактическая маскировка, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая защита, топогеодезическое обеспечение, гидрометеорологическое обеспечение). 2. Морально-психологическое обеспечение. 3. Материально-техническое обеспечение. 4. Тыловое обеспечение. 5. Медицинское обеспечение. Новая техника плюс новое содержаниеСчитаю важным коротко рассмотреть влияние на развитие уставных документов технической оснащенности войск. Состояние парка вооружения и военной техники ныне удручающее. Подтверждением этого служат следующие данные. Так, основу бронетанковой техники составляют образцы, разработанные и поставленные на снабжение в 70–90-х годах прошлого века. В настоящее время на оснащении войск находится примерно следующее количество бронетанковой техники: танков – около 20 500, БМП – 13 600, БТР – 6300, БМД – 2600, КШМ – 750. Весь парк характеризуется разномарочностью и наличием значительного числа модификаций: танков – 8 марок и 45 модификаций, БМП – 3 марки и 8 модификаций, БТР – 5 марок и 12 модификаций, БРМ – 4 марки и модификации, КШМ – 2 марки и 3 модификации, БМД – 5 марок и 8 модификаций, средств ремонта и эвакуации – 14 марок и 21 модификация. Танковый парк распределяется следующим образом: Т-90 – 270 единиц (1%), Т-80 – 5130 единиц (25%), Т-72 – 7400 единиц (36%), Т-64 – 2500 единиц (13%), Т-62 – 3650 единиц (19%), Т-55 – 1100 единиц (5%), ПТ-76 – 40 единиц (1%). К современным танкам относятся Т-72БА, Т-80У, Т-90, что составляет шесть процентов от общей численности, остальные относятся к устаревшим. Следует отметить, что примерно такое же состояние и в других видах военной и специальной техники. Естественно, что такое положение с боевой техникой не позволит выполнить задачу по обеспечению функционального и организационно-технического единства систем вооружения ВС и других войск. Поэтому в плане деятельности Министерства обороны на период до 2020 года предусматривается повысить оснащенность ВС современной техникой в 2015-м до 30 процентов, а в 2020-м – до 70–100 процентов. Наряду с поставкой нового предусмотрена модернизация существующего вооружения. До 2020 года в войска поступит более 2,5 тысячи единиц модернизированных ВВТ, которые по основным характеристикам не будут уступать современным образцам. Всего к указанному сроку на перспективные и современные образцы переоснастят более 400 соединений и воинских частей. Кроме того, планом предусмотрено повысить исправность имеющейся на вооружении техники. При разработке штатов новых соединений, воинских частей и подразделений руководство Министерства обороны столкнулось с проблемой, которая возникала и раньше. Однако на современном этапе она вышла в разряд неразрешимых. Так, из-за разнообразия типажа ВВТ не удается перейти к единым штатам не только соединений, но и подразделений. Ситуацию осложняют попытки ввести в штаты новые и перспективные образцы вооружения и военной техники, часть которых еще даже не прошла испытания. Опыт пятилетнего эксперимента по реформированию Сухопутных войск позволяет сделать вывод, что хотя и было проделано много, но не все изменения оказались эффективными. Так, структуры бригад «нового облика» оказались очень сырыми, требуется их доработка и внесение в них существенных изменений и дополнений. Чтобы не повторять ошибки предыдущих лет, а они были обусловлены отсутствием базовых документов в виде Военной доктрины, должны быть внесены коррективы в ход реформирования. Сейчас штаты бригад решено снова переформировать. Вместо мотострелковых, танковых, десантно-штурмовых бригад создать полностью однотипные «тяжелые», «средние» и «легкие» бригады. Положительным моментом является то, что решили не очень спешить, а начать с практической отработки экспериментальных штатов и по мере проведения процесса боевой подготовки вносить необходимые изменения. Однако и на этот раз упущены основополагающие принципы по созданию организационных структур. Не учтены положения Военной доктрины, а также возможности по техническому оснащению. Поэтому в Плане обороны Российской Федерации до 2016 года первая ключевая задача – завершение процесса по созданию группировок войск, состоящих из дивизий, бригад и полков. Необходима кропотливая работа по определению организационных структур соединений, воинских частей и подразделений, составивших перспективный облик Вооруженных Сил. Для кардинальной разработки новых положений, которые определили бы лицо устава, нужно знание основополагающих нормативных актов и творческое их использование. Немаловажным является текущее состояние ВС. Непременно должно быть учтено, какие изменения происходят в ходе развития тактики и оперативного искусства, в том числе появление новых средств вооруженной борьбы, отечественных и зарубежных. Обязательно надо иметь организационно-штатную структуру соединений, воинских частей и подразделений, обеспечивающую им надежное выполнение поставленных задач в мирное время, при стратегическом развертывании и в военный период. Кроме того, нужно исходить из взглядов наиболее вероятных противников на подготовку и ведение боевых и других действий вооруженных сил в ближайшей перспективе. Желательно бы иметь такой обобщенный материал. Это облегчит разработку уставных документов в сжатые сроки. ВПК Ньюс
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/22730
|