В Тихоокеанском военно-морском институте появился комплекс «Мостик» для обучения вахтенных офицеров, командиров корабля и штурманов судовождению. Военные уверены, что с помощью новой системы они смогут отработать «экстремальное вождение» боевых кораблей и даже проводить учебные бои с виртуальным противником. Однако, по мнению разработчика «Мостика», военные пожадничали.
• «Существует полноценный вариант этого тренажера — так называемый full mission тренажер корабля. На нем можно отрабатывать как действия отдельных моряков и офицеров, так и всей команды корабля, включая капитана, штурмана, акустиков и операторов различных систем вооружения. Все это позволяет имитировать реальные боевые действия. «Мостик» же — урезанная версия, которая нужна только для отработки вождения и навигации», — рассказал создатель «Мостика», гендиректор компании «Р.Е.Т. Кронштадт» Евгений Комраков.
• По его словам, тренажеры в full mission успешно покупают другие страны, в частности, во Вьетнам подобная система была поставлена в качестве тренажера для сторожевиков «Гепард». Сейчас «Кронштадт» ожидает заказа от Туркмении, которой могут понадобиться тренажеры для купленных в России ракетных катеров проекта 1241 «Молния».
• Комплекс «Мостик» похож на рубку реального корабля — реальный штурвал, окруженный дисплеями, на который выводятся изображения приборов и обстановки. В full mission кроме штурвала монтируются и другие приборы конкретного типа корабля.
• В тренажер можно загрузить любое количество оцифрованных кораблей. На оцифровку нового типа уходит около года. Для этого конструкторское бюро, создавшее корабль, должно предоставить «Кронштадту» чертежи и схемы корабля и его систем вооружения и управления. Без этих данных программисты не смогут создать виртуальную модель боевого судна.
• На тихоокеанском «Мостике» установлены гидродинамические модели всех кораблей, стоящих на вооружении флота, а также виртуальные модели портов и военных баз, включая карты рельефа дна и фарватеры. С их помощью курсанты 3–6-го курсов смогут отработать особенности судовождения в любых погодных условиях, включая практически не встречающийся в реальной жизни 9-балльный шторм.
• «Тренажер с помощью специальной платформы имитирует волнение. Поэтому курсанты испытывают полный «эффект присутствия» на реальном боевом корабле. Это очень важно для выработки правильных моделей поведения», — рассказал сотрудник института Александр Касич. По его словам, «Мостик» для владивостокских курсантов — настоящий технологический прорыв.
• «До этого мы все действия команды отрабатывали на бумаге. Сидели курсанты над картой и определяли местоположение корабля. А сейчас, конечно, ситуация изменится, мы будем фактически на практике отрабатывать то, что обсуждали лишь в теории», — не нарадуется Касич.
• Ветераны флота убеждены, что никакие технологии не заменят вождения реального боевого корабля. По мнению контр-адмирала в отставке Владимира Захарова, на тренажерах можно отрабатывать только первичные навыки, которые необходимо закреплять на практике:
• «У нас в советское время были простые тренажеры, которые позволяли рассчитывать сближение кораблей, курс расхождения и так далее. Современные тренажеры на голову выше тех и позволяют отрабатывать огромный диапазон задач. Но закрепить опыт можно только во время фактического выхода в море».
• В Министерстве обороны отказались объяснять, почему закупили для Тихоокеанского института урезанный тренажер. В «Р.Е.Т. Кронштадт» говорят, что для российского флота у них почти готов тренажер фрегата проекта 1135 — одного из самых массовых российских фрегатов.