Проведённая не так давно цепочка проверок боеготовности российской армии открыла миру новые детали, которые, без преувеличения, шокировали Европу.
Первое, что бросилось в глаза специалистам и политикам: Вооружённые силы Российской Федерации вполне способны провести локальную военную операцию (причём не только оборонительного, но и наступательного характера) без проведения мобилизации, только наличным силами. Вторая деталь, которой придают значение специалисты: наличие не столько самого мобилизационного резерва, сколько давно существующих «кадрированных» дивизий, в том числе реактивной артиллерии и танковых бригад, которые могут в течение суток развернуться и еще за пару суток сформировать второй эшелон обороны или поддержки наступательной операции.
Технологическое обеспечение армии и особенно – рост эффективности управления продемонстрировали соседями совершенно иную, гораздо менее инертную военную машину, способную не только обороняться, но и решать задачи наступательного характера без проведения массированных мобилизационных операций.
Путь к нынешнему состоянию войск РФ был достаточно сложным – выход из «эпохи ржавого танка» начался не так давно. Ещё в последнем десятилетии прошлого века российская армия представляла собой достаточно проржавевший и рассыпающийся механизм, склеенный энтузиазмом и исконно русским терпением, которое рождается от обреченности: могло быть и хуже…
Провал чеченской войны, продемонстрировавшей неготовность к реальной боевой деятельности огромной массы войск, оставшихся без адекватного управления, возможно, стал поводом для переосмысления концепции развития. Конфликт с Грузией показал, что российский солдат остаётся самой совершенной частью армейского механизма, а если ему обеспечить должное технологическое обеспечение это будет практически непобедимая боевая единица.
Несколько слов о последних событиях в Крыму. Часть экспертов склоняется к мысли, что проведённая на полуострове операция осуществлялась не столько бойцами спецназа Вооружённых сил, сколько первой в стране пока анонимной ЧВК, которая вполне могла использовать арендованную и закупленную технику. Характерными чертами операции – оставим в стороне правомерность ее проведения в Крыму! – стали:
высокая степень дисциплинированности;
слаженность действий в составе подразделений;
чёткая организация руководства;
отличный уровень «невидимости» дислокации.
Самый большой эффект, о котором невыгодно говорить западным экспертам: способность провести операцию установления контроля над территорией и нейтрализации вооруженных подразделений без применения насилия.
Тактически действия групп неопознанных военных зарабатывают твердую пятерку, если учесть стремительность, непредсказуемость, дисциплину и слаженность, способность маскироваться и скрывать всё, кроме собственного присутствия. Итак, «путинская армия», пока мы не можем чётко сказать, что это за силы – показала, что работа была проведена серьёзная.