Статистика
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2013 » Октябрь » 15 » Военные вузы – обратный ход
17:08 Военные вузы – обратный ход |
В военно-учебных заведениях, президентских и суворовских военных училищах, кадетских корпусах Министерства обороны начался новый учебный год. Он необычен тем, что после разгрома системы военного образования в ней с приходом нового министра обороны Сергея Шойгу вновь произошли серьезные изменения. Разберемся, какие.
Для начала напомним, что в ходе недавних реформ более чем из 50 военных учебных заведений осталось лишь 10. Некоторые из сохранившихся вузов вообще прекратили набор слушателей. И лишь в текущем году Министерство обороны для обучения впервые набрало на первые курсы около 15 тысяч человек (11 743 курсанта, 896 слушателей, 1979 студентов учебных военных центров при гражданских вузах). В целом это в 7,5 раза превышает набор 2012 года. Три уровня управления
В последующие годы параметры набора в вузы, по заявлению Минобороны, будут сохраняться в таких же пределах. Выходит, прежний курс МО РФ на сворачивание системы военного образования оказался не просчитан и глубоко ошибочен. " Кто понесет ответственность за ущерб, нанесенный системе военного образования, которая в результате деятельности реформаторов была отброшена на несколько лет назад? ”
Неудивительно, что началу этого учебного года предшествовала большая подготовительная работа. Потребовалось внимательно проанализировать все, что сделано в системе военного образования за последние годы. Сохранено положительное, оправдавшее себя в практике подготовки военных кадров, а там, где необходимо, внесены соответствующие коррективы.
Рассмотрим, какие произошли изменения и по каким направлениям проведена «обратная» реформа системы военного образования.
Первое – формирование эффективной системы управления военным образованием. В результате сейчас создана трехуровневая система управления, которая включает управление (военного образования) Главного управления кадров Минобороны, отделы и группы военного образования видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (центральных органов военного управления), имеющие в подчинении высшие военно-учебные заведения, а также отделения военного образования военных округов.
В целях повышения эффективности деятельности вузов и усиления практической подготовки слушателей и курсантов с 1 марта 2013 года образовательные учреждения переподчинены заместителям министра обороны, главнокомандующим видами и командующим родами войск Вооруженных Сил РФ, в интересах которых осуществляется подготовка кадров.
Второе – повышение качества учебного процесса. В этих целях обучение офицеров с высшей военной оперативно-стратегической и военной оперативно-тактической подготовкой переведено на двухлетние программы. Например, в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ это будет обучение в магистратуре по направлению подготовки «Национальная безопасность и оборона государства». В военных академиях срок обучения также два года, в военных училищах – пять лет.
Высшими военно-учебными заведениями разработаны и Минобрнауки России утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по 12 направлениям подготовки.
Завершено становление Военно-воздушной академии в Воронеже. В целях поддержания требуемых практических навыков офицеров с 2013/2014 учебного года для слушателей летных специальностей впервые организована летная практика.
В интересах повышения качества подготовки курсантов и популяризации военного образования прошли всеармейские олимпиады по математике, информатике, иностранному языку и военной истории. Впервые в них приняли участие студенты ведущих гражданских вузов. С 2014 года планируется проведение олимпиад в международном формате с приглашением курсантов военно-учебных заведений вооруженных сил государств – членов СНГ, а также межвузовских конкурсов среди курсантов по основным военно-профессиональным дисциплинам (огневая подготовка, тактика и другие).
Третье направление – приведение сети и емкости военно-учебных заведений в соответствие с параметрами кадрового заказа.
Президентом Российской Федерации 26 декабря 2012 года поддержаны предложения Минобороны о сохранении ряда военных академий в качестве самостоятельных образовательных учреждений. Как мы помним, бороться за них ветеранам и общественности пришлось до последнего, вплоть до обращений к Верховному главнокомандующему. Хочется сказать, что наконец-то восторжествовал здравый смысл. Теперь приходится восстанавливать по крохам разрушенное. Хотя многого, к сожалению, уже не вернуть и не восстановить.
Министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу утверждена новая перспективная сеть военно-учебных заведений. Она включает 17 вузов: 13 военных академий, два военных университета, два военных училища, а также 14 филиалов. Проделана большая работа по сохранению того, над чем уже был занесен разрушающий меч. В частности, сохранены: Михайловская военная артиллерийская академия; Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации; Военная академия воздушно-космической обороны; Военная академия радиационной, химической и биологической защиты.
В качестве самостоятельных образовательных учреждений восстановлены: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова; Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова.
Воссоздан филиал Военно-воздушной академии в Челябинске для подготовки авиационных штурманов.
Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 31 июля 2013 года принято решение о придании Военному институту физической культуры Военно-медицинской академии статуса базовой организации по подготовке специалистов по физической культуре и спорту для вооруженных сил стран СНГ.
Четвертое направление – сохранение высшим военно-учебным заведениям и их филиалам почетных наименований и государственных наград.
Сейчас подготовлен проект указа главы государства «О внесении изменений в акты президента Российской Федерации», в соответствии с которым предусматривается сохранение военно-учебным заведениям и их филиалам присвоенных ранее почетных наименований и государственных наград. Он согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, ФСО, МВД и МЧС), прошел общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу.
Пятое направление – совершенствование структуры высших военно-учебных заведений.
Министром обороны 30 марта 2013 года утверждена типовая структура военно-учебного заведения, в соответствии с которой восстановлены ранее ликвидированные структурные подразделения и отдельные должности. В частности, в целях обеспечения деятельности вузов и реализации возложенных на них задач по обучению и воспитанию курсантов восстановлены: кафедры иностранного языка и физической подготовки; должности курсовых офицеров, заместителя начальника по материально-техническому обеспечению, заместителя начальника по работе с личным составом; юридическая и медицинская службы; отдел по работе с личным составом; типографии.
Шестое направление – нормативно-правовое регулирование деятельности системы военного образования.
Впервые в федеральном законодательстве (федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) отражены особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
В соответствии с федеральным законом Минобороны России наделено полномочиями по установлению особенностей образовательной, методической и научной деятельности в высших военно-учебных заведениях. Патриотами не рождаются
Серьезные решения направлены на восстановление системы довузовской подготовки.
Первое – получила развитие сеть образовательных учреждений с довузовской подготовкой. В ведение Минобороны России передан Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. 1 сентября 2013 года открыто Тюменское президентское кадетское училище.
Президентом Российской Федерации поддержаны предложения Минобороны России о создании в 2014 году президентских кадетских училищ в Дальневосточном федеральном округе (Владивосток) и в Сибирском федеральном округе (Кызыл).
Проводится работа по воссозданию в ведении Минобороны России Омского кадетского корпуса и Северо-Кавказского суворовского военного училища.
Второе – приняты меры по совершенствованию деятельности довузовских образовательных учреждений.
С этой целью разработан проект нового Положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских, казачьих кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны. В нем предусматривается: наличие у довузовского образовательного учреждения знамени; соблюдение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, регламентирующих выполнение воинского приветствия, правил воинской вежливости и поведения военнослужащих, проведение подъема, утреннего осмотра и вечерней поверки; возвращение структуры «рота-взвод-отделение» и присвоение суворовцам и нахимовцам соответствующих званий вице-сержантов; привлечение суворовцев, нахимовцев и кадетов к участию в парадах войск гарнизона.
Третье – скорректировано содержание обучения в довузовских образовательных учреждениях.
В программу обучения суворовцев, нахимовцев и кадетов введен предмет «Основы военной подготовки» (в военно-морских образовательных учреждениях – «Основы военно-морской подготовки»). Он предполагает изучение строевой и огневой подготовки, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, тактики, радиационной, химической и биологической защиты и др.
В рамках дополнительного образования в 9–11-м классах введен оборонно-спортивный профиль. В 10–11-м классах реализован предмет «Военное страноведение». По окончании второго полугодия в течение двух-трех недель с обучающимися предусмотрено проведение практических полевых занятий, морской практики.
В целях привития навыков научной деятельности в довузовские образовательные учреждения поставлены специализированные лаборатории робототехники и авиасудомоделирования.
Четвертое – усилены патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация молодежи.
С 2013 года Минобороны предоставило право всем несовершеннолетним гражданам Российской Федерации поступать в довузовские образовательные учреждения МО РФ.
При этом право преимущественного зачисления осталось для детей военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, военнослужащих, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, уволенных, имеющих общую выслугу 20 лет и более, Героев России и СССР, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях усиления военно-патриотического воспитания молодежи Минобороны России выступило с предложением о софинансировании кадетских образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. В настоящее время этот вопрос прорабатывается совместно с Минфином и Минобрнауки. Принят или принимается ряд других мер.
Итак, все возвращается в русло здравого смысла. Но остается вопрос: кто понесет ответственность за ущерб, нанесенный системе военного образования, которая в результате деятельности реформаторов была отброшена на несколько лет назад? При Сердюкове Департамент военного образования Минобороны России возглавляла госпожа Приезжева – бывший начальник отдела контроля за оборотом алкогольной продукции администрации Санкт-Петербурга. Как себя чувствует эта дама, не терзают ли ее угрызения совести?
И последнее. Сегодня система военного образования вновь получила мощный импульс для дальнейшего развития. Оно будет осуществляться одновременно со строительством и техническим переоснащением Вооруженных Сил с учетом мер, принимаемых государством по совершенствованию профессионального образования в России. Вот только гарантий от появления новых сердюковых и приезжевых как не было, так и нет.
Олег Фаличев Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/17793
|
Категория: Военное образование |
Просмотров: 1397 |
Добавил: Zvezda_nn
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|