Статистика
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2013 » Август » 7 » Возрождение экранопланов: забытый проект времен холодной войны
11:23 Возрождение экранопланов: забытый проект времен холодной войны |
В начале этого месяца, после многолетней паузы, Россия проведет испытания экранопланов. Над подобными проектами также работают Китай и Иран.
В 1966 году один из первых американских спутников-шпионов обнаружил на побережье Каспийского моря некий чудовищный объект, повергший в изумление аналитиков разведслужб: длина - 106 метров, размах крыльев - 42 метра. У объекта, по форме напоминавшего самолет, было десять реактивных двигателей.
Ввиду невозможности точно установить, что это такое - самолет или судно, объект назвали «чудовищем Каспийского моря» и начали отслеживать его перемещение по воде.
Однако, как оказалось, это был не самолет и не корабль. Это был экраноплан, что-то вроде самолета-амфибии, разработанный морским инженером Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Экраноплан должен был совершить качественный переворот в области морского транспорта и боевых надводных кораблей.
Начав свою карьеру в качестве конструктора судов на подводных крыльях, развивавших немалую скорость благодаря меньшему соприкосновению с водой, Алексеев вскоре пришел к выводу, насколько перспективным будет проект корабля, вообще не соприкасающегося с водной поверхностью и использующего так называемый экранный эффект. Этот эффект заключается в резком увеличении подъемной силы крыла летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности.
Огромные преимущества над самолетами и судами
Его чертежи нашли воплощение в «Экраноплане КМ», который американцы обнаружили с помощью своих спутников. При весе 544 тонны он мог развивать скорость свыше 400 километров в час и лететь на высоте до пяти метров над уровнем поверхности. Оборудованный как испытательная лаборатория, вскоре экраноплан показал свои преимущества (главным образом, большая грузоподъемность при меньшей мощности и меньший, чем у самолета, расход топлива, а также способность, подобно гидросамолетам, осуществлять посадку в любой точке океана, быть почти невидимыми для радаров и значительно менее уязвимыми для ракет). Но есть и недостатки. В 1980 году, когда в результате порыва ветра экраноплан потерял устойчивость, пилот принял решение увеличить высоту полета, как он и должен был бы поступить, если бы речь шла о самолете. Но, поскольку это был не самолет, маневр привел к потере устойчивости, и экраноплан разбился.
Однако идею уже одобрил ряд высших руководителей Советской Армии, в том числе министр оборонной промышленности, а впоследствии министр обороны Дмитрий Устинов, распорядившийся построить 120 экранопланов для участия в штурмовых операциях. В 1972 году появился экраноплан под названием A-90 «Орленок». Его длина составляла 58 метров, а размах крыльев (они были тоньше, чем у его предшественника) позволял ему подниматься на высоту до 300 метров. Однако смерть Устинова в декабре 1984 года поставила крест и на разработке экранопланов: до закрытия программы были построены всего лишь 3 или 4 «Орленка». Но все же до смерти Устинова, в 1980 году, была завершена разработка еще одной модели экраноплана под названием «Лунь», способной нести на борту и осуществлять пуск 6 противокорабельных ракет SS-N-22 Sunburn (по классификации НАТО). Грузоподъемность «Луня» превышала тысячу тонн. Единственный достроенный «Лунь» и два «Орленка» ржавеют в сухом доке в городе Каспийске (Дагестан). Взлет и падение После смерти Устинова и распада Советского Союза большинство проектов строительства экранопланов было остановлено, включая создание трех огромных кораблей, предназначенных для транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран» и ракет-носителей «Энергия», которые должны были вывести его на орбиту. Но в последние годы экранопланы вновь пробудили интерес международных промышленных кругов. Вначале американская корпорация «Боинг» решила построить аппарат под названием «Пеликан» длиной 152,4 метра, грузоподъемностью около 1,3 тысячи тонн и дальностью полета приблизительно 18 тысяч километров.
И хотя проект «Пеликан» впоследствии был закрыт, Китай, Иран и та же Россия вернулись к идее строительства экранопланов. На прошлой неделе «РИА Новости» сообщило, что в начале августа состоятся летные испытания нового экраноплана «Стерх 10».
Иранская армия имеет на вооружении как минимум десять экранопланов
«Прототип аппарата уже почти готов к спуску на воду, а первый испытательный полет состоится в начале августа. Затем будет принято решение о начале его серийного производства», - заявил газете «Известия» Юрий Варакосов, президент Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов.
В прошлом году еще одна модель экраноплана «Иволга» вызвала интерес российских пограничников, а ОКБ имени Г.М. Бериева занято поиском источников финансирования для строительства аппарата «Бe-2500 Нептун», способного летать как пассажирский самолет на большой высоте, так и в качестве экраноплана. Он может стать самым крупным из когда-либо построенных авиалайнеров.
В мае этого года китайское телевидение показало первые изображения экраноплана CYG-11, весьма похожего на «Иволгу», способного работать на двух автомобильных моторах. В экранопланную гонку включился и Иран. В 2010 году иранское информационное агентство Fars опубликовало фотографии новой модели экраноплана Bavar 2. До этого государственное телевидение Ирана транслировало кадры, на которых были видны как минимум десять экранопланов Bavar.
Источник: inosmi.ru
|
Категория: военные новости |
Просмотров: 25440 |
Добавил: Zvezda_nn
| Рейтинг: 3.7/7 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|