В свое время Ливия обладала крупнейшими военно-воздушными силами в Северной Африке, но в настоящее время, после десятилетий экономических санкций и разрушительной гражданской войны изо всех сил пытается сохранить воздушные и наземные экипажи, способные летать и обслуживать самолеты. При Каддафи, при активном содействии СССР, ВВС Ливии имели в своем составе средние бомбардировщики, истребители-бомбардировщики (штурмовики), истребители-перехватчики, разведывательные, транспортные, учебные и вертолетные эскадрильи. Истребители-перехватчики, средние бомбардировщики, и разведывательные эскадрильи находились на базах вдоль побережья Ливии и вдоль его границы с Египтом. Вертолетные эскадрильи,основа для поддержки наземных войск, управлялись из штаб-квартиры военно-воздушных сил в Триполи.
Военно-воздушные силы были последним родом войск, который был создан во времена Джамахирии. Но международная изоляция взяла свое, и в результате, несмотря на значительное количество боевых самолетов, общим количеством более 500 машин по состоянию на начало 1987 года, ливийские ВВС применялись крайне неэффективно, и не оправдали возлагавшиеся на них надежды по защите воздушного пространства страны. Тем не менее,транспортная авиация, также обладавшая хорошим авиапарком, умело использовались в конфликтах в Чаде и в других местах. Ударные части ВВС, хотя и широко использовались для поддержки ливийских подразделений в Чаде, но не сыграли решающей роли.
ВВС Ливии состояли из воздушного командования, которое включало в себя эскадрильи и полки. Штатная численность ВВС Ливии в 1990 году составляла 22 тысячи человек, включая 15 тысяч. Они имели в своем составе 426 боевых самолетов и 52 боевых вертолета.
Во время свержения монархии в 1969 году, численность ливийских ВВС составляла всего около 400 солдат и офицеров.
Два года прошло с тех пор, как режим полковника Каддафи был свергнут в ливийской гражданской войне при прямой помощи стран НАТО и арабских монархий. До сих пор в стране продолжается процесс смены политического режима, однако новая ливийская власть уже начала перевооружение армии. Генеральный национальный конгресс Ливии одобрил выделение средств национального бюджета на восстановление вооруженных сил страны, общей суммой 4,7 млрд. долларов, которые должны быть потрачены на современные системы вооружения.
По сообщениям газеты из ОАЭ, старший офицер ливийских ВВС подтвердил численные показатели военных расходов Ливии и отметил, что старение военного оборудования является основной уязвимостью для его страны, которая не только имеет огромные запасы нефти, но и обладает 2 тысячами километров береговой линии и общими границами с шестью различными африканскими странами.
Организация Объединенных Наций уже сняла ряд ограничений на поставку нелетального вооружения в Ливию, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон недавно побывал в Триполи, чтобы вновь открыть военно-техническое сотрудничество между странами. Италия, тем временем, уже поставила Ливии 20 бронемашин.
На прошедшей недавно практической конференции в Лондоне, ливийские ВВС были представлены подполковником Усамой Элвефати. Высокий и приветливый, ранее он был пилотом в ливийских ВВС, и окончил ливийскую воздушную академию в Мисурате в 1992 году.
С момента открытия в 1974 году эта академия подготавливала пилотов в кооперации со специалистами со всего мира — в том числе из Пакистана, Германии, Греции, США, Польши, бывшей Югославии и Советского Союза, — но в последние годы, престижная школа ощущала недостаток абитуриентов .
Действительно, в 1980-х годах, ВВС Ливии могли похвастаться одним из крупнейших военно-воздушных флотов на Ближнем Востоке. Но со временем, на протяжении десятилетий американское и европейское эмбарго медленно, но неуклонно снижали эту цифру.
Элвефати вспоминает использовавшиеся ранее для обучения курсантов многочисленные учебные самолеты, в том числе двухместные машины югославского производства Galeb G-2 с двигателями Rolls-Royce, одноместную модель учебного самолета Т-33, итальянскую машину Aermacchi SF 260S, и учебные вертолеты российского производства Ми-2, Ми-8 и Ми-17.
В 2011 году многие оставшихся в исправном состоянии учебных машин тоже были потеряны в ходе вооруженного конфликта, поскольку их также направляли для подавления сил вооруженной оппозиции. По крайней мере, один из самолетов SF 260 был утерян при нападении повстанцев на аэропорт Мисураты, и по крайней мере один G-2 был потерян от атаки французского истребителя «Рафаль», когда он залетел в зону, запретную для полетов.
Но не все потери самолетов в Ливии были связаны в гражданской войной. Элвефати начинает смеяться, когда вспоминает о военно-транспортной авиации Ливии: «У нас было … или есть … несколько С-130, но они все еще застряли в США!»
Он имеет в виду контракт 1972 года на 70 млн. долларов на покупку восьми военно- транспортных самолетов производства США. Впоследствии контракт был заморожен из-за политических разногласий. 41 лет спустя, эти самолеты все еще находятся на базе ВВС США Доббинс, как памятник той бурной эпохи.
«Мы все еще ведет переговоры о передаче этих бортов, считая, что они способны летать, но американцы хотят, чтобы мы приобрели новую модификацию, C-130J — хотя я не думаю, что так будет лучше» — говорит ливийский подполковник.
Конфликт Каддафи с западными странами была не единственной причиной его гибели. Несмотря на сообщения, что он уделял больше заботы и внимания своим военно-воздушные силы, чем любому другом роду вооруженных сил, многие из сообщений от его самых верных друзей и союзников показывают, что собственная паранойя Каддафи привела к тому, что военные самолеты Ливии в буквальном счете просто заржавели.
«Экс-режим не был заинтересован в возрождении военно-воздушных сил», говорит Элвефати, и его улыбка гаснет: «Он считал самолеты внутренней угрозой своему правительству.
«В основном мы обладаем самолетами третьего, может быть, второго или даже первого поколения. Например, МиГ-23, еще советского производства уже полностью снят с вооружения у себя на родине».
«Теперь, ливийские военные двигаются в новом направлении, чтобы создать сильные и соответствующие современным требованиям ВВС. На данный момент, у нас еще есть проблемы с новым правительством,но наше командование ВВСначинает искать новые решения, новых производителей и новых поставщиков, которые уже сейчас готовы продать военные самолеты в Ливию» — оптимистично заявляет офицер.
Этот оптимизм и привел его в Великобританию. В связи с продолжающимся политическим переформатированием страны, практически полным отсутствием серьезных вооруженных сил, Ливия балансирует на острие ножа. Продолжающиеся беспорядки в других частях Ближнего Востока и в Северной Африке несомненно представляют для Ливии возможные угрозы в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Помимо поставок оборудования, ливийские военные намерены и заключать контракты и на обучение специалистов. Так Триполи уже почти договорилось с Францией на проведение обучения персонала военно-морских сил Ливии. Аналогичные усилия предпринимаются и в других областях, в частности в авиационной компоненте.
Ливия уже вела предварительные переговоры с Португалией о подготовке авиационных специалистов, в том числе и пилотов, так как национальная военно-воздушная академия страны пока не в состоянии сама принимать и обучать пилотов. Основная проблема ливийской академии заключается в отсутствии инструкторов, большинство из которых либо ушли в отставку из ВВС или оказались непригодны к полетам с медицинской точки зрения. В настоящее время руководство Ливийских ВВС активно ищет связи и с Европейским Союзом и его правительствами, а также с военно-воздушными силами по всему миру, чтобы организовать обучение ливийских курсантов.
«Главная причина, почему я приехали в Лондон – это достижение соглашений с военно-учебными заведениями, в том числе с вертолетной академией, чтобы помочь моей стране немедленно отправить некоторых пилотов для обновления своих знаний и совершенствования своих методов, как на тренажерах, так и на реальных вертолетах и самолетах – то чего так не хватает в нашей стране.Если мы получим шанс в этом или в следующем году обновить навыки наших пилотов на тренажерах, то мы будет готовы выпустить их в реальный полет».
НАТО, конечно, повредило множество объектов военно-воздушной инфраструктуры Ливии, ангаров и бункеров, но ливийские военные считают, что часть из разрушенных объектов можно восстановить. Некоторые английские компании уже рассматривают возможность заключения контрактов на реконструкцию ливийской авиабазы по контрактам между Великобританией и правительством Ливии.
Кроме того, ливийские военные высказали намерения заключит контракт с русским и итальянским летными инструкторами.
Хотя гражданская война и удары НАТО внесли большие прорехи в военно-воздушную мощь Ливии, страна еще имеет возможность восстановить часть своей мощи.
Несколько боевых самолетов все еще способны подниматься в воздух, в том числе эскадрилья МиГов, вертолетная эскадрилья и эскадрилья истребителей Mirage F1s. В последнем подразделении находится два самолета, перелетевшие на Мальту во время ливийского восстания по политическим соображениям. В настоящее время эти самолеты уже вернулись домой и прошли полное сервисное обслуживание. Всего в составе ВВС Ливии насчитывается 12 истребителей Mirage F1. С марта прошлого года начата их модернизация по контракту с Францией. Более современные самолеты французского производства «Мираж-2000» в настоящее время передаются из состава ВВС Объединенных Арабских Эмиратов в состав авиационного парка Ливии.