До последнего времени считалось, что систему знаний о войне и обороне страны составляют:
•общее учение о войне и армии, постигающее сущность, происхождение и философские, социологические, политологические и экономические аспекты войны. Сегодня правильнее было бы сказать, что это теория «О войне и обороне страны», имея в виду и невоенные средства;
•военная наука и отрасли других общественных, естественных и технических наук, изучающие вооруженную борьбу (насильственные формы и средства ведения войны); •отрасли общественных, естественных и технических наук, исследующие невоенные формы и средства войны (политико-дипломатические, экономические, психологические, информационные, кибернетические и другие).
Место в классификации
В структуру Российской академии наук входят десятки отделений по различным областям и направлениям. Но военная наука официально не представлена. В РАН нет отделения по оборонным проблемам.
Попробуем разобраться, на чем основана классификация наук? Все зависит от того, в каких целях, исходя из каких научных критериев осуществляются исследования. С точки зрения непосредственной связи с практикой все науки делятся на две части: фундаментальные и прикладные.
При предметной классификации опираются прежде всего на то, какие объективные явления и закономерности та или иная наука способна познавать. По этому критерию для каждой науки важна своя специфика, то, что отличает ее от других направлений.
Возможна и проблемная классификация, которая осуществляется как по предмету познания, так и по важнейшим аспектам, которые требуют комплексного исследования объединенными усилиями различных наук, как, например, в океанологии, где объединены соответствующие разделы физики, химии, геологии, географии, биологии и других смежных наук. На этой основе в составе военной науки могут функционировать теории управления, вооружения и частных направлений по видам вооруженных сил.
Иногда смешивают отрасль науки и учебную научную дисциплину. Например, вполне правомерно существование в учебных заведениях научной дисциплины «Национальная безопасность» или «Военная экономика», где в обобщенном виде излагаются основные сведения из соответствующих разделов политических, экономических, экологических, военных наук, информатики и других отраслей знаний. Принцип подхода здесь такой же, как при разработке учебников по обществоведению или естествознанию, куда включается определенная сумма знаний из различных наук. Но это делается с учебной целью, а не в порядке классификации наук.
Что исследовать
Какие же специфические объективные процессы, которые никакая другая отрасль знаний не познает и не может познать, призвана исследовать военная наука? К ним прежде всего относятся характер вооруженной борьбы, способы ее подготовки и ведения в стратегическом, оперативном и тактическом масштабе; состав, организация и техническое оснащение вооруженных сил; управление (руководство) войсками (силами) в мирное и военное время; воинское обучение и воспитание; влияние вооруженной борьбы на экономику и экономическое обеспечение строительства, подготовки и боевого применения вооруженных сил; прошлый военный опыт. Таким образом, предметом военной науки является вооруженная борьба.
Современная военная наука представляет собой систему знаний о законах и характере войны, подготовке государства к ней, строительстве вооруженных сил и способах ведения вооруженной борьбы.
Иногда ее определяют как науку об искусстве ведения войны. Но военная наука – это область духовного явления, система теоретических знаний о войне. Военное искусство – это сфера практической деятельности, умение применять знания с учетом конкретных условий обстановки, где кроме знаний необходимы еще развитое творческое мышление, высокие организаторские и волевые качества, способные обеспечить проведение в жизнь принятых решений и добиться победы.
При предметной классификации отраслей, осуществляемой в соответствии с познаваемыми закономерностями, военная наука включает следующие теории: общую – общие основы военной науки, военного искусства, строительства ВС, воинского обучения и воспитания, военной экономики и тыла ВС, а также историю войн, военного искусства и вооруженных сил.
Общая теория военной науки исследует систему законов вооруженной борьбы во взаимосвязи с общими законами войны, предмет и структуру военной науки, ее роль и место в общей системе знаний о войне и армии.
Ядром военной науки является теория военного искусства. Она изучает законы, характер, принципы и способы ведения вооруженной борьбы и соответственно включает теории стратегии, оперативного искусства и тактики.
Теория строительства вооруженных сил исследует проблемы поддержания войск и сил флота в высокой степени боевой готовности к выполнению боевых задач и отмобилизованию; создания наиболее целесообразной организационной структуры ВС; комплектования ВС и их технического оснащения, формирования и обучения резервов; подготовки военных кадров и прохождения ими военной службы; организации службы войск и укрепления воинской дисциплины; расквартирования войск (сил) в мирное и военное время и другие.
Теория воинского обучения и воспитания разрабатывает формы и методы оперативной и боевой подготовки; воспитания у воинов высоких морально-боевых качеств в процессе военной службы; слаживания подразделении, частей (кораблей) и соединений для обеспечения их высокой боеспособности и боевой готовности.
Теория военной экономики и тыла вооруженных сил изучает составляющие предмет военной науки области, отражающие военно-стратегический характер войны и вытекающие из него требования к экономике, военные аспекты обеспечения ее живучести: общие (военные) основы мобилизации и перевода экономики с мирного на военное положение; экономическое обеспечение действий вооруженных сил (элемент связи тыла страны с тылом ВС). Применительно к тылу ВС она призвана изучать его общие закономерности, принципы организации и функционирования; систему тылового обеспечения ВС в мирное и военное время; организацию и деятельность стратегического тыла, его взаимосвязь с военной экономикой; роль и место оперативного и войскового тыла в общей системе тыла ВС; тыловое обеспечение всех видов операций; экономическую работу в войсках в мирное время.
При предметно-проблемной классификации военной науки в ее составе выделяют и рассматривают такие отрасли, как теория управления вооруженными силами, теории видов ВС. Процесс дифференциации военно-технических знаний и вместе с тем необходимость их цельного рассмотрения в тесной связи с оперативно-стратегическими вопросами вызывают тенденцию к выделению и отдельному рассмотрению в составе военной науки теории вооружения.
Процессы дифференциации и интеграции наук делают необходимым системное рассмотрение различных проблем, связанных с использованием видов вооруженных сил. Их сложная практическая деятельность осуществляется как в мирное, так и в военное время. Это объективная действительность, и она должна находить отражение в военной науке, которая в современных условиях рассматривается как сложная, но единая система взаимосвязанных и непрерывно развивающихся отраслей знаний.
В современной вооруженной борьбе резко возрастают значение совместных стратегических действий видов ВС, роль стратегии в целом, которая едина для них. Практически различные формы стратегических действий, стратегические операции, в том числе на океанских ТВД, могут проводиться теперь только совместными усилиями видов ВС. Единство стратегии во многом определяет единство всей военной науки.
Разумеется, каждый вид ВС имеет свои существенные оперативно-тактические и военно-технические особенности. В связи с этим вполне правомерно рассмотрение в составе единой военной науки теорий видов ВС (как неотъемлемых частей), включающих теорию военного искусства каждого из них (способы стратегического применения видов ВС, теорию оперативного искусства, теорию тактики), особенности строительства, воинского обучения, воспитания, военного искусства и историю видов ВС. Эти теории правомерно рассматривать как частные науки по видам ВС, в том числе военно-морскую науку, имеющую наибольшую специфику в системе единой военной науки.
Изменение характера войн, укрепление и расширение связей военной науки с общественными, естественными и техническими привели к появлению военной проблематики в составе целого ряда общественных, естественных и технических наук, связанных со строительством и подготовкой армии и флота, созданием оружия и военной техники, всесторонним обеспечением подготовки и ведения вооруженной борьбы. Именно поэтому и возникли специальные отрасли, которые, уходя корнями в области соответствующих наук, взаимодействуют с военной наукой, являются сопредельными по отношению к ней. Такое переплетение имеет место и в других отраслях знаний. Например, есть физическая химия, химическая физика и т. д. Коренной вопрос
В свое время в предмет военно-морской науки пытались включать и такую ее отрасль, как судостроение. В этой сфере военные знания требуются при решении таких задач, как выработка оперативно-тактических требований к военному кораблю, его вооружению, оргструктуре, тактика боевого применения. Но непосредственно при строительстве корабля нужны сопромат, физика и другие естественные и технические науки.
Некоторые философы полагают, что все аспекты войны должны составлять предмет изучения военной науки, в том числе и политико-дипломатические, экономические, информационные, психологические. Доктор философии Степан Тюшкевич ставил вопрос о «создании» большой интегральной – «мегавоенной науки», куда по существу включались бы все ныне существующие науки. Михаил Тухачевский говорил о необходимости создания «мегастратегии», не учитывая, что кроме военной существует политическая стратегия.
При этом путают военное дело, военного человека и предмет военной науки. В военном деле используются достижения многих сфер научной деятельности, военный человек не может ограничиваться познанием только основ военной науки, он должен обладать определенными политическими, экономическими, географическими, психологическими знаниями. Но это не значит, что все задействованное в военном деле составляет предмет военной науки. Так, использование математики не означает, что она и другие подобные знания должны стать составляющими науки о войне.
Однако изучая только военные действия и тем более вооруженную борьбу, невозможно выявить сущность и происхождение войны. На этот коренной вопрос ответ был найден путем изучения экономического строя общества, появления частной собственности и других социально-политических процессов.
Все это важно учитывать не только с научно-методологической точки зрения, такой подход имеет и большое практическое значение. Когда пытаются все знания о войне втиснуть в рамки военной науки, тогда, например, военную географию или военную психологию, как и другие науки, отрывают от их естественных корней базовых наук, ибо невозможно заниматься военно-географическими или военно-психологическими проблемами в отрыве от общей сущности географических или психологических процессов. Если исходить из единственно возможного научного критерия, что войну со своих точек зрения изучают различные науки и в связи с этим имеют специфическую оборонную (военную) проблематику (военную экономику, военную географию, военную психологию и другие), то все отрасли наук включаются в общий процесс исследования оборонных проблем и таким образом создается широкий фронт для углубленного их познания.
С точки зрения организационной и экономичности осуществления научной работы в вооруженных силах такой подход означает также, что нет надобности по каждой вновь возникшей оборонной проблеме создавать в Министерстве обороны свой научно-исследовательский институт. Иногда выгоднее дать задание научным центрам РАН и оплатить эту работу.
Для рациональной организации научной работы в оборонной сфере необходимо также учитывать общие закономерности, перспективы и основные направления развития научной сферы в целом. Как известно, науки никогда не развивались равномерно. На всех этапах их эволюции были лидеры, которые в соответствии с объективными условиями и потребностями развития производства вырывались вперед и определяли направленность развития других наук.
В ХIХ веке это были механика и другие связанные с ней науки. И как следствие – появление паровых машин, электричества, телеграфа и иных средств коммуникаций. В ХХ веке преобладание получили физика, химия и другие отрасли наук, связанные с познанием микромира, расщеплением атома, появлением авиации и ракетной техники, обеспечившие выход человека в космос. В дальнейшем, по мнению ведущих ученых, на первый план неизбежно выйдут науки, связанные с познанием самого человека, расширением его информационного поля – это и биология, и психология, и другие общественные науки. Вообще новый этап развития науки связан с зарождением нового технологического уклада, основанного на открытиях в области биотехнологий, нанотехнологий, новых материалов, информационно-коммуникационных и когнитивных технологий, что имеет особенно большое значение в сфере информационной и психологической борьбы. РАН и военная наука
В соответствии с рассмотренной системой знаний о войне и обороне страны желательно осуществлять планирование научных исследований, подключая к научной работе соответствующие институты РАН, другие научные центры страны, управления и НИИ Генштаба и Минобороны, других силовых ведомств, вузы, Академию военных наук и прочие научные организации.
В связи с расширением и углублением исследований по оборонным вопросам напрашивается необходимость обновления и активизации Совета РАН по исследованиям в области обороны с задачей координации научных исследований по более широкому кругу проблем в сфере национальной безопасности и обороны страны, осуществляемых как естественными, так и общественными (гуманитарными) науками.
В настоящее время при РАН работает секция оборонных проблем с задачей отслеживания и использования в интересах Министерства обороны результатов проводимых исследований и открытий, которые могут быть использованы в интересах повышения эффективности решения оборонных задач. Но эта секция имеет соответствующих специалистов и работает лишь в области естественных и технических наук. В связи с расширением и изменением характера угроз, возрастающей ролью человеческого фактора, значения духовных и моральных аспектов в деле обеспечения обороны желательно повысить статус представительства секции оборонных проблем при РАН, дополнительно возложить на нее задачи по обеспечению исследований в области общественных наук. Соответственно усилить секцию необходимыми специалистами в области гуманитарных наук.
Для обеспечения высокого уровня решения оборонных задач необходимо в полной мере финансировать научные работы и повышать их эффективность. Кроме того, важны освоение новых знаний и внедрение научных достижений в практическую деятельность, что позволит своевременно реагировать на изменения, происходящие в военной науке, военном искусстве и характере вооруженной борьбы. Махмут Гареев,
президент Академии военных наук, генерал армии ВПК Ньюс
|