Нынешний министр обороны Российской Федерации вызывает у оппонентов весьма бурные чувства, которые частенько переходят в ругательства. Одним из главных доводов его противников является тот факт, что глава российского оборонного ведомства - гражданский. Мол, поэтому он ничего не смыслит в военном деле и гробит армию. Но надо объективно рассмотреть вопрос о том, должен ли главой вооруженных сил быть военный человек, имеющий за плечами военное образование и опыт службы, руководства в армии.
Аргументы «за»
- Руководитель должен знать все тонкости того дела, которым он руководит, пройти длинный путь от младшего офицера до главы оборонного ведомства. Быть специалистом своего дела. Иначе может «наломать дров». - Психологический фактор, гражданский министр вызывает недоверие. Люди считают, что он не специалист в военной области и такому человеку нельзя доверить оборону страны.
- Традиционно армию Руси-России-СССР возглавляли военные люди, «воеводы», которые несли службу, чуть ли не от рождения («служилые люди»). И подавляющую часть войн и сражений наша армия выиграла, это доказывает тот факт, что армией должны руководить профессиональные военные.
- Если российское руководство планирует восстановить Россию, как самостоятельную силу на планете, главой оборонного ведомства должен быть военный специалист, прошедший длинный путь от лейтенанта до генерала, с боевым опытом, хорошим послужным списком. Только такой человек будет авторитетен для армии и опасен для потенциальных агрессоров.
Аргументы «против»
- Вовсе не обязательно, что министром обороны России должен быть обязательно военный. В ряде стран министрами обороны вообще становятся женщины, или мужчины, которые никакого отношения к армии не имели. Министр обороны страны - это всего лишь своего рода связующее звено между вооруженными силами и высшей властью в государстве. Для главы оборонного ведомства не обязательно знание всех тонкостей военной службы, военного дела, для этого у министра есть масса заместителей, советников (специалистов своего дела) и начальник Генерального штаба. Главное для министра - выражать волю руководства страны, проводить его решения в жизнь.
- Военный человек изначально связан с армией, он представляет касту военных, интересы какой-то группы (ВВС, РВСН, Сухопутные силы и т. д.). Поэтому, он не может быть объективным.
- И не военный человек может быть прекрасным организатором, управленцем, повышающим оборонный потенциал страны. Так, Сталин, сын сапожника, учился на священника, Берия закончил Бакинское среднее механико-техническое строительное училище, но оба этих управленца внесли огромный вклад в укрепление обороны СССР. Поэтому, главное отличие министра обороны не военное образование, а организаторские способности и психология государственника.
- При реформировании вооруженных сил, то есть в настоящее время, только гражданский министр обороны может провести в жизнь важные организационные вопросы. Военная корпорация очень консервативна и тормозит движение вперёд, развитие армии. Гражданский министр не связан с военной элитой, корпоративной этикой.
- Министр обороны - фигура политическая. Этот человек должен разбираться в сфере своей деятельности, но на уровне глобальном - потенциальные враги, экономические возможности страны, основные направления развития ВС и т. д. Более тонкие вопросы решаются с помощью специалистов в своей области - ВВС, ВМС, Сухопутных войск, РВСН и др. К тому же есть ещё начальник Генерального штаба. Основная задача военного министра - держать армию боеготовой, не разоряя при этом государство в экономическом плане. Эту задачу может выполнить и гражданский министр, но при этом государственник, патриот своей страны.
- Во время переходного периода, военному опасно давать такой пост, возможен заговор, мятеж. Гражданский министр более лояльная фигура, не связанная с военной кастой.