Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 27


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 3 » Если общество больно, армия неизбежно тоже будет чихать
15:31
Если общество больно, армия неизбежно тоже будет чихать
Можно предположить, что в эти дни «синдром Кудрина» является определяющим фактором для понимания психоэмоционального состояния действующего российского гаранта, что, в общем-то, легкообъяснимо. Поскольку вслед за объявлением об участии (как нетрудно предположить, добровольно-принудительном, т. к. легко найти солдата, который желает стать генералом, и совсем проблематично, когда дело обстоит наоборот) президента в предстоящей тандемной «рокировке с понижением», ему довелось услышать в свой адрес достаточно нелицеприятный пассаж от теперь уже экс-министра финансов.

Напомним, главный монетарный «скупой рыцарь» российского кабмина (который в течение 11 последних лет, подобно пушкинскому персонажу, «чах над российским златом», хранящимся в заокеанской кубышке) фактически позволил себе публично усомниться в способности без пяти минут премьера решать кадровые вопросы в правительстве без их согласования с без пяти минут президентом. И сразу же расплатился за эту крамолу своим министерским портфелем.Что касается Дмитрия Медведева, то последний, дав для острастки по рукам всем потенциальным желающим вербально «пострелять» в «хромых уток» (а заодно и любителям выискивать трещины в российском тандемном монолите), теперь использует любое подвернувшееся «лыко», чтобы вплести его в кудринскую «строку». В этом смысле не стал исключением и заключительный этап стратегического военного учения (СВУ) «Центр-2011», который прошел на полигоне Центрального военного округа Чебаркуль (Челябинская область) в присутствии самого Верховного главнокомандующего.

В его ходе Дмитрий Медведев, воспользовавшись подходящим поводом, продолжил заочно читать главбуху-отставнику «курс лекций» на тему, почему государство не может себе позволить экономить на финансировании армии и каким путем следует пойти тем горе-министрам, которые считают иначе. Не опустившись до изречения банальностей (хотя и абсолютно справедливых) вроде древней восточной мудрости, гласящей, что «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую», глава РФ креативно заметил, что Россия – не банановая республика, и расходы на оборону в стране будут высшим приоритетом государства: «А кто с этим не согласен, пусть работает в другом месте. Это – императив».

Вообще складывается такое впечатление, что предшествовавшие этой филиппике стратегические армейские маневры были лишь поводом для того, чтобы под их занавес Верховный главнокомандующий мог произвести эффектный риторический «контрольный выстрел» в экс-министра. Что, разумеется, не соответствует действительности, поскольку учения «Центр-2011» являются плановыми, поэтому всякую их привязку к политической конъюнктуре следует считать случайным совпадением.

Стоит отметить, что помимо президентских «вариаций на тему Кудрина», завершившиеся на Урале учения привлекают к себе внимание весьма нетривиальной легендой, согласно которой российская армия во взаимодействии с другими силовыми структурами страны и союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности должна была отработать новые способы ведения боевых действий против мятежников и террористов. Что само по себе было бы не так удивительно (в конце концов, террористические вызовы для России, как говорится, еще никто не отменял), если бы не масштаб задействованных средств. В частности, чтобы нейтрализовать условных террористов, в ход были пущены танковые подразделения, боевые машины пехоты, штурмовая и бомбардировочная авиация, вертолеты Ми-8 с воздушным десантом, вертолеты Ми-24, Ка-52 и тяжелые огнеметные системы ТОС-1 (как видно, «для полного счастья» не хватает разве что тактического ядерного оружия). Хотя очевидно, что после использования столь зубодробительного арсенала вопрос об успехе в деле освобождения заложников, взятие которых сопутствует многим терактам, превращается в риторический.

Также не совсем понятно, каким образом общевойсковые стратегические учения соотносятся с разработкой мер по отражению внешних угроз в связи с возможным развертыванием системы американской ПРО вблизи российских границ (что также упоминается СМИ в связи с данными маневрами). Из всего вышеперечисленного напрашивается вывод о том, что покуда призрак «гуманитарных интервенций» продолжает бойко разгуливать по планете, российские власти держат в уме не только конвенциональные угрозы, но и «ливийский сценарий», не исключая возможности задействовать вооруженные силы на два фронта: не только на внешнем, но и внутреннем.

Своими впечатлениями о завершившихся стратегических военных учениях (СВУ) «Центр-2011», а также размышлениями по поводу армейской реформы в целом в интервью KM.RU поделился вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин:

– Нужно понимать, что любая реформа армии начинается с идеологии. Для начала следует определиться, с кем мы воюем, для чего мы воюем и что нам для этого потребуется. Когда речь идет о такой огромной стране, как Россия, протяженностью в 9 часовых поясов, я боюсь, что никакая «небольшая, профессиональная и компактная» армия не справится с теми вызовами, которые существуют.

Что касается непосредственно учений, то я не понимаю, как можно задействовать тяжелую авиацию (так же, как и танки) и при этом говорить, что мы боремся с террористами. Террористами и заложниками должны заниматься МВД и ФСБ, а у армии совсем другая задача – обеспечение безопасности государства в целом. А так получается, что выделенные армейские средства по мощности таковы, что могут запросто смести террористов вместе с заложниками, да еще и в придачу с территорией, на которой находятся.

В связи с этим невольно возникает вопрос: не хотят ли на армию возложить несвойственные ей функции? Мы потеряли тот потенциал, который имели, и даже в теории не знаем, что нам угрожает. Хотя на самом деле эти угрозы видны невооруженным глазом. С Запада это американская система ПРО и довольно агрессивная риторика со стороны ЕС. С Востока это Китай, который молчит, но делает свое дело. К сожалению, мы не проработали те ответные шаги, которые были бы адекватны угрозам, которые могут возникнуть. Что касается ответа по ПРО, то целесообразнее было бы вкладываться в развитие РВСН. Опять же непонятно, каким образом общевойсковые учения могут противодействовать радарам или противоракетам, которые размещаются США в соседних с нами странах.

В итоге получается, что наши власти вместо реального ответа по ПРО лишь грозят пальчиком и готовятся отражать террористическую угрозу. Понятно, что брутальные заявления и учения – это, конечно, хорошо, но уж если ты действительно завел разговор о реформе армии, а не просто зарабатываешь очки перед выборами, то ты должен начинать с себя, со своего аппарата, с министра обороны и генерального штаба. Ничего, кроме недоумения, последние заявления начальника нашего Генштаба не вызывают. Речь идет о высказываниях, подобных тому, что наши танки плохие. Это подрывает моральный климат в самой армии, если начальник Генштаба говорит такое. Не говоря уже о том, что это подрывает наши позиции на внешних рынках: кто же будет покупать наши танки, если они никуда не годятся, по словам самого начальника Генштаба?

Я думаю, что наш президент слишком поздно схватился за военную реформу. Понятно, что военные являются достаточно значительным по численности электоратом, который к тому же весьма раздражен реформаторскими упражнениями властей в этой сфере. Медведеву следовало бы начинать говорить об армейской реформе не сейчас, за полгода до окончания срока его полномочий, а когда он впервые вступил в кабинет президента.

При всем громком антураже и пропагандистской шумихе вокруг этих учений, хочу заметить, что в количественном отношении (это касается как боевой техники, так и личного состава) это не более чем армейские учения в советское время. Наконец, если говорить об обороноспособности, то нужно говорить о нашем военно-промышленном комплексе, который находится в полуразваленном состоянии. Он не имеет современных станков и производственных линий, не говоря уже о кадрах. Последнее, в общем-то, хорошо понятно: ПТУ разогнали, а техникумы готовят юристов.

Армейская реформа должна быть теснейшим образом увязана с реформой образования. О военном образовании я вообще ничего не говорю: оно разрушено. Была ведь прекрасная система военных вузов и военных учебных заведений. И каждое училище выпускало специалистов. Сейчас создают какие-то центры, а в итоге люди, не получив достаточно серьезного образования, приходят в армию. В советское время те же летные училища давали 220 часов налета. Человек, кроме прочего, получал высшее гражданское образование и, придя в полк, мог выполнять задачи если не самостоятельно, то в связке со старшими товарищами. Армия – это слепок общества. Если последнее больно, значит, армия неизбежно тоже будет чихать.

Конечно, те 20 трлн, которые выделяются на армию, – это серьезная сумма. Весь вопрос в том, на что она будет израсходована – на разработку и производство российской техники и вооружений или на закупку итальянской брони, израильских беспилотников, а также французских «Мистралей». Начнем с беспилотников: израильские аппараты нисколько не лучше, чем наши. У нас есть великолепные разработки, однако государство не дает финансирования. А главное, не убирается «баррикадка» между конструкторской мыслью и строевыми частями. Российские разработчики могут создать все. Но это же еще надо произвести и пустить в серию, а также научить личный состав пользоваться всем этим. У нас эта цепочка не выстроена.

Или посмотрите, какое безобразие творится с гособоронзаказом. Уже почти конец года, а Минобороны все еще препирается с предприятиями по поводу якобы завышенных цен на их продукцию. Если бы правоохранительные органы всерьез взялись за эту историю, то ее фигурантам было бы трудно удержаться на своих должностях. И не просто удержаться, дело этим может не ограничиться. Само по себе стремление сэкономить государственные деньги, может, даже похвально, но непонятно, почему Минобороны решает эту задачу за счет обороноспособности страны. Я еще понимаю, если бы это допустим, был отставной Кудрин, а не Сердюков…
Категория: народ и армия | Просмотров: 673 | Добавил: Volkodav | Теги: реформа, Правительство, Сердюков, Армия, Политика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2017