Главным событием предвыборного съезда партии «Единая Россия» стало решение премьер-министра России Владимира Путина баллотироваться на пост президента в 2012 году. Избирательный список возглавил президент Дмитрий Медведев. Соответствующее предложение прозвучало на съезде со стороны Владимира Путина. Возвращение Путина было встречено весьма противоречиво: подавляющее большинство оценок представителей элит носит ярко выраженный позитивный характер, тогда как в блогах заговорили о том, что решение Путина спровоцирует волну эмиграции, а либералы - о возвращении «брежневских времен». В сети превалируют пессимистичные и печальные настроения, на телевидении – подчеркнутый оптимизм. Так же как и в декабре 2007 года, когда было объявлено о том, что Медведев станет преемником, оба лидера пришли на съезд вместе. Сначала слово взял Владимир Путин, который объявил, что договоренность о том, кто станет президентом, была достигнута давно. Он предложил Дмитрию Медведеву возглавить избирательный список, назвав это «традицией» (как в 2007 году президент Путин возглавил список «Единой России»). Затем Медведев, приняв предложение, предложил Путину выдвинуться на пост президента России, после чего премьер выступил, по сути, с программной речью. Возвращение Путина на пост президента – это решение, которого многие ожидали, равно как и многие опасались. Для части элиты, особенно ориентированной на Медведева, новость стала подтверждением, что реализуется своего рода сценарий «третьего срока»: в этом случае президентство Медведева оказывается промежуточным этапом в операции по возвращению Путина к власти. Для консерваторов, которые изначально были ориентированы на Путина, его переизбрание – закономерный и ожидаемый процесс, а проводимые Медведевым реформы – опасны с точки зрения потенциальной дестабилизации. Как заявил Путин, решение о его возвращении было принято еще изначально. Можно предположить, что в действительности это не совсем так. Оба лидера на протяжении 3 лет многократно утверждали, что решение о том, кто станет следующим президентом, будет принято исходя из текущей социально-экономической и политической ситуации. Сам Медведев не исключал своего участия в президентских выборах, а его помощник Аркадий Дворкович прямо говорил, что Медведев хочет идти на второй срок. Слова Путина о том, что все было решено изначально, фактически означает, что Медведеву отводилась роль местоблюстителя. Однако против этого также стилистика и риторика Медведева, несмотря на множество политических ограничителей, выглядела не просто самостоятельной, а часто противоречащей приоритетам Путина. Это с трудом вписывается в сценарий предварительной жесткой договоренности между двумя участниками тандема о возвращении Путина (это не исключает того, что Путин изначально намеревался вернуться, с чем было связано и увеличение срока президентских полномочий до шести лет, формально проведенное Медведевым, но реально инициированное его предшественником). Окончательное решение о возвращении Путина могло быть принято в конце августа - начале сентября. Симптомом того, что такое решение принято, стало сворачивание идеи Медведева о снижении страховых взносов. Медведев продавил с большим трудом это решение, однако несколько дней назад стало известно, что бюджеты страховых фондов на 2014 год сверстаны, исходя из прежней ставки в 34%. Само снижение, которое планируется с 2012 года, названо «экспериментом», хотя еще весной Медведев и Дворкович говорили о приоритетном векторе плавного снижения налогов. Иными словами, получается, что сначала Медведев добился пересмотра решения Путина о значительном повышении страховых взносов, а затем Минфин убедил Путина свернуть инициативу Медведева уже через два года. Факторами, которые могли оказать решающее влияние на принятие решения в пользу возвращения Путина, могли быть два: первый – это нестабильность на мировых рынках и риски для российской финансово-экономической системы. Очевидно, что при переизбрании Медведева, уже на 6 лет, политические риски дестабилизации были бы выше, нежели в случае возвращения Путина. На фоне ожидаемой «новой волны» приоритет поддержания максимальной политической стабильности мог оказаться главным. Стране предстоят непростые социальные реформы, а экономические прогнозы весьма пессимистичны. Второй фактор – некоторая самостоятельность Медведева, которая особенно ярко проявилась в конце года, когда у президента и премьера выявились разногласия по ряду острых вопросов («дело ЮКОСа», отношение к оппозиции и др.). В последний раз расхождения лидеров вышли в публичное пространство в марте – по ливийскому вопросу. Но уже в мае Медведев отказался от какой-либо полемики с Путиным на пресс-конференции, вызвавшей разочарование СМИ. Летом он не возражал против скандального отказа в УДО Платону Лебедеву. Похоже, что Медведев внутренне готовился к уходу с поста президента. Показательно, что весной президент активно продвигал проект «Правое дело», происходил усиленный поиск ее нового лидера. Иметь небольшую либеральную фракцию в Госдуме было для Медведева политически важным. Когда же решение было окончательно принято, то проект стал неактуальным, а Михаил Прохоров, вступивший в личный конфликт с Владиславом Сурковым, лишился членства в президентской комиссии по модернизации. Западные лидеры тоже, видимо, получили соответствующую информацию – Ангела Меркель не приехала на «медведевский» Ярославский форум, а сроки визита Барака Обамы в Москву до сих пор не согласованы. Возвращение Путина означает, по сути, завершение модели тандемократии. Во-первых, возможности Медведева во главе правительства несопоставимы с влиянием, которое имеет сейчас Путин. По рейтингу, кадровым возможностям и ресурсам, качеству отношений с партией власти, Путин значительно превосходит Медведева. Для нынешнего президента должность главы государства, которая институционально давала ему возможности для реализации своей политической воли, уравновешивала его скудные неформальные политические ресурсы. Без институционально сильной позиции внутри власти, влияние Медведева может оказаться еще более ограниченным. На этом фоне возвращение Путина на пост президента означает и возвращение к более привычной для России версии моноцентризма (сейчас центр состоит из двух человек) в системе управления и принятия решений. Конечно, многое будет зависеть от того, кто войдет в администрацию президента и в правительство. Однако, по сути, режим возвращается к несколько модифицированному образцу 2007 года.
Во-вторых, на посту главы правительства Медведеву будет гораздо сложнее реализовывать свою модернизационную повестку дня. Как глава государства, он сталкивался с огромным сопротивлением со стороны правительства. После избрания Путина президентом, Медведев как глава кабинета министров будет сосредоточен на реализации основных направлений госполитики, определяемой президентом. При этом, безусловно, Путину придется сделать некий крен в пользу модернизационной повестки, так как ему важно будет продемонстрировать не только преемственность курса, но и общность приоритетов с бывшим президентом, что связано с объективными вызовами, с которыми столкнулась страна (на них не может не реагировать любой глава государства). Показательно, например, что во время первого дня работы съезда Путин посетил секцию «Гражданское общество: партнерство и справедливость». Он поднял тему прав человека и поговорил о диалоге власти с обществом, с уважением отозвался о правозащитниках, которых ранее часто обвинял в антироссийской агентурной деятельности. Наконец, он практически напрямую заимствовал тематику Медведева – по судебной реформе. Он подчеркнул, что в континентальной системе права даже рядовой гражданин может неплохо разбираться и самостоятельно защищать свои права. «Другое дело, что нужно совершенствовать эту судебную систему, это совершенно очевидный факт», - добавил Путин. Глава правительства заметил, что система права должна быть справедливой и способной защищать интересы любого гражданина «вне зависимости от того, где он проживает, какой национальности он, какого вероисповедания и каков его материальный или социальный статус». Наконец, Путин поддержал идею смягчения санкций по экономическим преступлениям и принял идею Павла Крашенинникова о принятии нового Уголовного кодекса. Не обошлось даже без самокритики: Путин согласился, что в России есть проблема «ручной прессы».
Такая осторожно либеральная и гармонирующая с медведевской риторика и расстановка приоритетов – явный сигнал о готовности будущего президента перенять большую часть медведевской повестки дня. Тем не менее, основные предвыборные акценты в выступлении Путина остались прежними. Это рост ВВП, улучшение делового климата, распределение налоговой нагрузки в пользу ее увеличения для богатых и дифференциация налогов для разных компаний, перевооружение и модернизация армии. И, в первую очередь, активная социальная политика, хотя с неясными источниками финансирования.
При этом даже можно предположить, что в условиях моноцентризма эта повестка может иметь даже больше шансов на реализацию: кадровая политика не будет так буксовать как в условиях тандемократии (сложности согласования фигур), решения будет приниматься по большей части снова в Кремле, либо под более тесным руководством Кремля, в правительстве. Возникает вопрос, какова судьба Медведева в новой конфигурации, где уже не будет прежнего тандема, правительство уже не будет полноценным центром выработки политических решений? Судя по всему, для снижения политических рисков, Медведев более тесно «привязывается» к партии власти, возглавив ее избирательный список на выборах. Решение о том, что именно Медведев встанет во главе списка, оказалось полностью неожиданным, несмотря на то, что источники в СМИ (например, «Газета.ру») писали, что именно так будет формироваться список. Однако затем пошло множество опровержений, смысл которых состоял в том, что лидерство Путина в списке - вне всяких сомнений. Даже за час до появления новости Андрей Колесников из «Коммерсанта» сообщал на сайте газеты со ссылкой на одного из топ-менеджеров съезда, что Медведев точно не будет первым номером в списке, как накануне писали многие. Скорее всего, это лишь подтверждает специфику нынешнего режима: ключевые политические решения такого рода до последнего момента держатся в секрете даже от ближайших соратников и функционеров.
Участие партии «Единая Россия» в выборах во главе с Медведевым – достаточно странная конструкция, которая, электорально будет иметь двойственный эффект. Уже сейчас видно число тех, кто разочаровался в Медведеве (например, это хорошо видно по твиттам Алексея Навального). Даже после того как Медведев встал во главе избирательного списка партии, она не перестала быть от этого партией Путина (Путин сохранил пост ее лидера). С момента включения Медведева в список «ЕР» произошло соединение либеральной повестки Медведева и консервативной повестки Путина в один проект, встроенный в вертикаль: Путин – «ЕР» - Медведев как глава правительства.
Медведев возглавил федеральную часть списка. Ранее СМИ писали, что Путин может пойти вторым номером. Однако, очевидно, это было бы избыточным для него и странным, с учетом, что он и так является лидером партии, а также вскоре вернется в Кремль. Уже известно, что глава высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов возглавляет региональную группу по Тульской области. Глава МЧС Сергей Шойгу возглавляет в списке региональную группу по Красноярскому краю. Также в списках есть вице-премьеры Дмитрий Козак во главе группы по Санкт-Петербургу, Вячеслав Володин пойдет по Саратовской области, Александр Жуков – по Калининградской, Игорь Сечин – по Ставропольскому краю. Первые вице-премьеры Игорь Шувалов и Виктор Зубков – по Приморью и Волгоградской области. Глава администрации президента Сергей Нарышкин возглавит список по Ленинградской области. В «проходную» часть списка также включены представители «Родина. КРО». На прошедшем съезде Дмитрий Рогозин рекомендовал движению поддержать ОНФ и партию власти. Как заявил «Коммерсанту» лидер «Родины. КРО» Алексей Журавлев, «если говорить о реальном прохождении, это не более трех человек из тех, что участвовали в праймериз»: он сам, а также бывшие депутаты от «Родины» Михаил Маркелов и Иван Харченко. Сам Рогозин в список не включен и он, видимо, сохранит пост постпреда России при НАТО. Рогозин, очевидно, смотрелся бы странно в одном списке во главе с Медведевым.
Другой вопрос – какова судьба соратников действующего главы государства, которые были ориентированы на новый президентский срок Медведева. Судя по их заявлениям и комментариям, новость о возвращении Путина стала для них неожиданностью. Так, помощник президента и самый активный оппонент правительства (и лично вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина), Аркадий Дворкович написал в своем Twitter: «Да уж, нет повода для радости». Бизнесмен Олег Тиньков написал: «Я разочарован тем, что родился в России». Политолог Глеб Павловский, который работал на Медведева, а затем из-за конфликта внутри Кремля, покинул АП, заявил «Газете.ру», что считает, что решение правящего тандема – это капитуляция президента Дмитрия Медведева, причем недобровольная. Для «ЕР» и бюрократии возвращение Путина – позитивная новость, что понятно: Путин является залогом стабильности и устойчивости сложившейся системы. Возвращение Путина означает гарантии сохранения статус-кво, что для либералов – конец модернизации и утрата шанса на становление современной экономики и правой системы страны. Возвращение Путина в Кремль неизбежно означает крупные изменения в расстановке сил вокруг обоих лидеров. Показательно заявление пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. Он признал, что между двумя лидерами есть тактические расхождения, но особый акцент сделал на недовольстве тех, кто был ориентирован на новое президентство Медведева. Он пригрозил увольнением тем членам российского руководства, которые «не согласны со стратегическими подходами тандема» - видимо, это намек не только на позицию Дворковича; спустя несколько часов о нежелании работать под началом Медведева заявил Кудрин, экономические взгляды которого расходятся с приоритетами действующего президента. При этом Песков предупредил, что Россию ждут «неспокойные месяцы». «Есть кто-то, кто не согласен со стратегическими подходами тандема. Он уйдет из команды. Будет качественно новое правительство, о чем говорил президент и премьер-министр. Качественные изменения произойдут, но элементы тандемности безусловно сохранятся», – сказал пресс-секретарь Путина в интервью «Русской службы новостей». Обмен креслами между Путиным и Медведевым в данном случае вовсе не означает, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». Приход политически более слабого Медведева в институционально слабое кресло главы правительства и возвращение политически сильного Путина в институционально доминирующую в системе позицию президента означает возврат к принципу, согласно которому глава государства является доминирующим центром принятия решений. Это вовсе не означает отказа от модернизационной повестки дня или сворачивание «перезагрузки» в российско-американских отношениях: как внешняя, так и внутренняя политика России будет, в целом, носить преемственный характер. Новой конфигурации власти, тем не менее, предстоит испытание очередной волной мирового кризиса, и на этот раз подушка безопасности может оказаться не такой уж прочной.