У многих россиян особенно старшего поколения слово «кадет» вызывает скорее негативные ассоциации. Кому-то кадеты представляются неким анахронизмом, связанным то ли с последними годами царствования семьи Романовых, то ли с эпохой России начала 90-х.
Кто-то вообще уверен в том, что кадеты - это представители Конституционных Демократов времен первых Государственных Дум. Вся эта неразбериха возникла после того, как мы решили в одночасье отказаться от тех молодежных движений, которые культивировались в советскую эпоху, но при этом не успели сформировать идею нового молодежного вектора.
Именно в этот момент, а это 1992-1993 год в России вместо пионеров стали появляться бой- и герл-скауты, а вместо суворовцев или, в лучшем случае, наравне с суворовцами - те самые кадеты. При этом, как часто у нас бывает, молодежь собрали, а рассказать, зачем собрали - забыли. Многим молодым людям обеспеченные родители не преминули купить новую форму с золотистыми эполетами, фуражки со сверкающими кокардами и отвели свои чад, вчерашних школьников, туда, где как было сказано, будут учиться кадеты. Главное, что совсем молодым ребятам успели сказать, что они есть слава и гордость новой России и что никакого отношения к каким-то там суворовцам и прочим нахимовцам они не имеют, и находятся НАД всеми этими пережитками социализма.
С такой мыслью молодежь и принялась постигать нелегкую кадетскую науку. Только беда была в том, что от советских пережитков избавляться высокое руководство решило, но среди преподавательского корпуса все чаще попадались те самые преподаватели, которые ничего другого, кроме этих пережитков в своей жизни не видели. И учить они кадетов принялись так, как их учили его в партийных школах. Вот и выходило, что в течение дня новым российским кадетам приходилось то читать вслух «Отче наш», то петь бравурные советские песни о красном командире Щорсе и разгроме белой армии. Учебники истории вроде бы оставались в основном советские, но учитель истории пытался донести что-то совсем антисоветское. На праздники приглашались одновременно служители окрестных храмов, бывшие репрессированные, и отставные генералы спецслужб, то есть те, кто репрессировал. В общем, что-то в этой системе надо было менять, так как кадеты сами с трудом понимали, что их ждет в будущем, и какое образование они здесь получают. Но менять ничего не спешили...
И самое удивительное заключалось в том, что год от года количество молодых ребят и даже девушек, желающих учиться в кадетских школах, только увеличивалось. При этом молодежь не смущало, что перспективы продолжения служения военному делу в России после окончания кадетской школы, мягко говоря, не самые радужные. Если говорить точнее, то большинство военных вузов никаких льгот выпускникам кадетских школ сегодня не гарантирует. А с введением ЕГЭ шансы на поступление в военный вуз выпускника кадетского корпуса и обычной школы абсолютно сравнялись.
Однако нужно признать, что молодыми людьми часто движет не столько желание посвятить свою дальнейшую жизнь военной службе, сколько получить по-настоящему качественное образование - образование, которым гордились те самые дореволюционные кадеты. А гордиться им было чем!
Если коснуться исторических этапов развития кадетского движения в России, то первый кадетский корпус был учрежден в 1732 году генералом-фельдмаршалом фон Минихом. Само слово «кадет» было заимствовано у прусских молодых людей, связавших свою жизнь с военным делом. Те же в свою очередь позаимствовали его у французов: кадет (франц.) - младший.
Окончание кадетского корпуса гарантировало дальнейшую блестящую военную карьеру. Кадеты в процессе обучения получали весьма обширные знания не только в военном деле, но и учились гуманитарным наукам, математике, физике, химии, фехтованию, бальным танцам, поистине рыцарским манерам. В те годы появилось неофициальное название кадетов - «юные рыцари». Даже сам кадетский корпус фон Миних назвал «Рыцарской академией». В этом случае 13-летних юношей привлекало отнюдь не название, а уровень получаемого образование и весьма серьезные перспективы, как принято говорить сейчас, карьерного роста. Кадетский корпус фон Минха находился в Петербурге и выпускал по несколько сотен воспитанников. Кадетские корпуса закончило немало выдающихся людей России того времени.
При этом в Москве, как ни странно, кадетских корпусов не было вплоть до 1992 года. Неудивительно, что настоящие кадетские традиции пока еще не успели сложиться не только в нынешней столице, но и в других российских городах. За яркими вывесками в российских регионах могут скрываться учебные заведения («кадетские корпуса») весьма сомнительной репутации. Часто бывает так, что в рамках реализации программы по нивелированию беспризорности и безнадзорности в школах-интернатах для детей сирот просто меняется вывеска, и интернат объявляется ни много ни мало кадетским корпусом. Нередки случаи возникновения целых кадетских академий в тех же зданиях, где прежде размещались общеобразовательные школы. С чем это связано? Неужели со всеобщим желанием руководства учебных заведений приобщить молодых людей к воинской культуре, галантности и искусству быть человеком вообще. Не спорю, есть, слава богу, в России и такие случаи. Однако их можно пересчитать по пальцам одной руки. Все остальные кадетские корпуса - это лишь очередной ход руководства в условиях демографической ямы привлечь учащихся в стены своих учебных заведений. Руководителей понять тоже можно, ведь пресловутое подушевое финансирование ставит их в неудобное положение - «добывай учащихся как можешь».
Естественно, возникает вопрос, где же руководителям брать столь галантных преподавателей, которые и кадриль отпляшут, и шпагой в воздухе посвистят, и тригонометрическое уравнение решат, ведь с новыми Федеральными стандартами России нужны именно такие учителя...
В итоге учится-мучается такой кадет в своем кадетском корпусе и никак понять не может, чем он принципиально (кроме фуражки и погон конечно) отличается от Васи из соседнего подъезда, который также протирает штаны, только в обычной школе...
А в это время руководители снова стряпаются отчеты об успешно проделанной работе: о том как при наличии только деревянных автоматов были проведены стрельбы, как в спортзале с протекающей крышей кадеты устраивали бал, как в качестве добровольных (а каких же еще) пожертвований родителей кадетов был построен во дворе школы кадетский храм, к которому местный священник подъезжает на BMW X5 (о BMW отчет конечно, умалчивают).
В общем, чем бы дитя ни тешилось, как говорится, лишь бы не вешалось. В этом, похоже, и заключается доктрина современных молодежных движений, к которым относится и движение кадетское. Ведь никакой единой законодательной базы, ставящей кадетские школы на некую правовую основу, у нас в стране пока нет. Что-то будет дальше...