Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 32


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Декабрь » 19 » Китайский "Варяг", или Нужны ли России авианосцы
14:13
Китайский "Варяг", или Нужны ли России авианосцы
Несколько недель назад новый китайский авианосец, который чаще всего называют его прежним русским именем «Варяг», успешно вернулся в порт Далянь из своего первого морского похода.

Этот день не даром выпал на воскресенье. Советский, а потом украинский корабль, которому некогда грозила преждевременная смерть из-за бесхозяйственности и недальновидности его первоначальных хозяев, на глазах воскрес. Как гласит китайская народная мудрость, тайное становится явным – экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной силы. Китай на глазах становится новой морской державой, к характеристике которой вскоре, по-видимому, добавится определение «великая».

Авианосцы имеются на вооружении у совсем немногих держав. Больше всего их у США – целых одиннадцать и еще один на стапеле. Потом идут Франция, Россия, Великобритания, Испания, Италия и Индия. Это очень дорогие как в постройке, так и в эксплуатации корабли. К примеру, индийский авианосец «Вират» – это устаревший британский корабль «Гермес», построенный еще в 1953 году и приобретенный за символическую сумму в 1986-м. Точно так же поступили и бразильцы, купив в свое время «списанный» по старости французский авианосец «Фош». Итальянские и испанские корабли этого класса – попросту говоря, «малыши», призванные скорее поддержать репутацию морских держав, а не серьезно влиять на баланс сил в Мировом океане.

Британия тоже давно утратила статус владычицы морей. Она уступает даже России, пережившей серьезный системный кризис после развала СССР и имеющей на Северном флоте однотипный с китайским «Варягом» авианосец «Адмирал Кузнецов». Из трех авианесущих кораблей Ее Величества, имевшихся в эпоху холодной войны, в строю остался только один – «Илластриес».

Но и этот пережиток уходящей эпохи холодной войны не может считаться современным боевым кораблем – его водоизмещение – 22 тысячи тонн, и вооружен он самолетами вертикального взлета и посадки, а не полноценными палубными истребителями и бомбардировщиками.

Если бы конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова случился не в 1982 году, а сегодня, англичане уже не смогли бы вернуть себе эти территории в Атлантике. Попросту говоря, у них нет в наличии авианесущей группы, которая прикрыла бы с моря высадку десанта. Да и в начале 80-х эта группа уцелела в составе флота по чистой случайности. Англичане из экономии как раз собирались пилить свои авианосцы на металлолом, когда аргентинцы бросились возвращать «исконные» земли. На остатках прежнего величия флот соотечественников адмирала Нельсона и провел свою последнюю победоносную колониальную войну. Прояви тогда аргентинский диктатор Леопольдо Галтьери чуть больше выдержки и начни вторжение годом позже, когда Британия уже сама «утопила» бы свой флот, он оказался бы победителем и самым выдающимся полководцем в истории своей страны, положившим на лопатки саму «владычицу морей»!

Этот пример доказывает, как важно иметь флот для решения геополитических проблем. Британский принцип, открытый еще в конце XVII века адмиралом Торрингтоном, гласит: «Fleet in being» («Флот в наличии»). Он означает, что страна, обладающая военно-морскими силами, уже самим этим фактом способна давить на соперников и добиваться над ними превосходства, даже не вступая в войну. Флот – как дубинка. Человек с дубинкой всегда сможет легко договориться с человеком без дубинки, как «договорился» на днях с полковником Каддафи президент Франции Николя Саркози, чей флот располагает полноценным атомным авианосцем «Шарль де Голль», блестяще проявившим себя в войне против богатой, но беззащитной Ливии.

Похоже, Китай в полной мере осознал эту мудрость, следовать которой у современной Британии уже не осталось сил. Введенный в строй «Варяг» первоначально предназначался для советского военно-морского флота. Он был заложен в 1985 году в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, а через три года спущен на воду. Корабль ожидало скорое введение в строй. Но распад Советского Союза поставил крест на этом проекте. Авианосец, имевший на момент краха СССР 67 % готовности, был законсервирован. Сначала Украина и Россия долго делили его с бурными страстями и выяснением отношений. Потом Москва уступила недостроенный авианосец Киеву. Но корабль так и оставался у стенки в Николаеве. Пока красноречивые авторы расписывали в хвастливых брошюрах для великовозрастных детей былое величие флота запорожских казаков во времена гетмана Сагайдачного, «Варяг» скорбно покрывался ржавчиной. «Воскресшая» Украина просто не знала, что делать с этим подарком судьбы. В 1998 году единственный потенциальный украинский авианосец продали китайской «туристической» фирме «Чонг Лот Тревел Эгенси Лимитед» за смехотворную сумму в 20 млн. долларов. По сути, по цене металлолома. Не желая раздражать раньше времени мировое общественное мнение, китайцы заявили, что покупают былую гордость советского флота, чтобы превратить ее… в плавучий развлекательный центр.

Однако, по некоторым данным, «китайские товарищи» тайком приобрели еще и всю проектную документацию на этот «плавучий город». Имеются сведения, что на Дальний Восток перекочевала и часть украинских специалистов с Черноморского завода, ездивших в многочисленные «командировки».

Если это правда, то осуждать их сложно. Нынешним шароварно-вышиванным патриотам, оккупировавшим Украину, флот не нужен. Их кругозор в этой области затормозился на казацких «чайках» из дуба. А Николаев основала и превратила в центр судостроения ненавидимая шароварниками Российская империя. Именно в этом городе со стапелей различных верфей сходили на воду броненосец «Потемкин» и линейные корабли «Императрица Мария» и «Император Александр Третий». На них же строилось большинство кораблей ЧФ вплоть до заложенных перед Великой Отечественной войной линкоров типа «Советский Союз».

Новый расцвет Николаев пережил в 70-е годы ХХ века. Тогда СССР снова вернулся в Мировой океан. Все вертолетоносцы и авианесущие крейсера, поступавшие на вооружение советского флота, были построены на николаевском Черноморском заводе, который до революции носил название «Наваль». Что было делать создателям «Варяга», если их оставили без работы и надежд на будущее? Напомню, что сегодня на знаменитом предприятии из 40 000 рабочих и инженеров осталось от силы 2000! Тут не то что к китайцам побежишь, а даже к колумбийской наркомафии «в наймы» подашься – подводные лодки для транспортировки кокаина строить!

Повторивший судьбу знаменитого крейсера

В какой-то мере авианосец «Варяг» повторяет судьбу одноименного крейсера, прославившегося боем с японской эскадрой в 1904 году в Чемульпо. После сражения русский корабль был затоплен своей командой на рейде. Японцы подняли его уже после войны, восстановили и ввели в состав своего флота под именем «Сойа». Новый «Варяг» не был достроен из-за внезапной смерти СССР, но до ума его довели китайцы, а служить он будет в тех же местах, что и его героический предшественник – на Дальнем Востоке. Порт Далянь, в котором введен в строй авианосец родом из Николаева – это русский порт Дальний неподалеку от Порт-Артура. Крейсер, бороздивший эти воды сто лет назад, тоже заходил в Дальний-Далянь.

По какой-то чуть ли не мистической причине все корабли, носившие имя «Варяг», были связаны с Дальним Востоком. Тут в XIX веке в составе Тихоокеанской эскадры служил предшественник воспетого крейсера – клипер «Варяг». Потом это же имя в 60-е годы уже XX века носил советский крейсер. А в составе нынешнего Тихоокеанского флота России тоже имеется ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в украинском Николаеве в 1989 году и первоначально носил имя «Червона Украина», а в 90-е переименован в «Варяг» и переведен на Тихий океан. Однотипный с ним крейсер «Москва» является флагманом российского Черноморского флота, а точно такой же, но недостроенный «Украина» – ржавеет в Николаеве.

«Адмирал Кузнецов» – русский брат украинско-китайского авианосца

Однотипный с «Варягом» тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является флагманом Северного флота Российской Федерации. Он был построен на том же Черноморском заводе в Николаеве, что и «Варяг», и введен в строй в 1990 году. Первоначально корабль носил имя «Леонид Брежнев», потом – «Тбилиси», пока не получил нынешнее название в честь знаменитого сталинского наркома военно-морского флота.

За неделю до подписания Беловежского соглашения, ознаменовавшего распад СССР, авианосец был тайно выведен из Севастополя и через Босфор ушел в Североморск вокруг всей Европы. Перебазирование «Кузнецова» вряд ли было инициативой Ельцина. Первый президент России обладал очень ограниченным кругозором. Мысль о переводе «Кузнецова» на север родилась в штабе Черноморского флота, подозревавшего, что вскоре, как и в 1918 году, начнутся бесконечные раздоры по дележу союзных морских сил. Именно так и произошло.

Водоизмещение корабля – 60 000 тонн, длина – около 300 м, скорость – 29 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 8000 морских миль, экипаж – 1980 человек, почти половина из которых – офицеры и контрактники, а остальные – матросы срочной службы. Авиационная группа корабля – 50 самолетов и вертолетов. К недостаткам авианосцев типа «Кузнецов» следует отнести отсутствие атомной силовой установки, что ограничивает его дальность плавания, и недостаточные размеры. Так как корабль получился слишком коротким для взлета палубных самолетов, его нос сделали в виде загнутого кверху трамплина. Это оригинальное решение устранило проблему в принципе, но не дает русским пилотам возможности взлетать так же быстро, как их американским коллегам. В планах России в будущем строительство нескольких полноценных атомных ударных авианосцев, если не помешает нехватка средств.

Нынешняя Россия поворачивается к Китаю, как сто лет назад

«Варяги» – и российский, и китайский – недаром собрались на Дальнем Востоке. Тихий океан постепенно становится новым Средиземным морем, объединяющим мировую цивилизацию. Китайская экономика вышла на второе место в мире. Рядом стремительно развивается Индия. И, главное, везде полно воды для авианосцев. Вслед за введением в строй бывшего николаевского чуда советской техники Пекин собирается заложить еще три аналогичных корабля, а этот использовать в качестве учебного.

Есть планы по развитию своего авианосного флота и у Москвы. Путин недаром проехал через всю Сибирь за рулем автомобиля. Это была не столько реклама «Лады», сколько попытка показать, что будущее России на Дальнем Востоке. Вблизи Китая в прошлом году уже заложен новый российский космодром, получивший название «Восточный».

Военный конфликт между двумя государствами маловероятен. Россия уже не стремится к расширению территории, как в конце XIX века, когда эскадра адмирала Дубасова заняла Порт-Артур, превратив его в свою базу. С одной стороны, нынешний Китай стал крупнейшим донором рабочей силы для России. С другой – Поднебесная очень уязвима для любого ядерного удара. Гигантские мегаполисы, в которых сконцентрирован «мозг» современного Китая, легко уничтожаются ракетным ударом. И тогда на китайском экономическом чуде можно будет поставить крест на века – в стране останется только отсталая деревня.

Руководство Китая это хорошо понимает. В XIX веке коррумпированная маньчжурская династия не смогла противостоять экспансии Запада, развязавшего несколько «опиумных» войн. Первую половину следующего века Китай потратил на бесконечные междоусобицы. Теперь власть в стране стабильна как никогда, а за торговлю наркотиками вешают без пощады даже хорошеньких китайских девушек, связанных с мафией. Китайцы хорошо понимают, какой вред может принести западная «свобода», выражающаяся в проповеди вседозволенности и права уничтожать себя различными убийственными «наслаждениями».

Большая война – это крест на китайском будущем. Но чтобы ее не было, нужно быть достаточно сильным. Для этого и понадобились авианосцы, заточенные, прежде всего, против вездесущих Соединенных Штатов. Если тем когда-либо захочется принести «свободу» Китаю, как в XIX столетии это сделала тогдашняя «владычица морей» – Великобритания, то Поднебесной будет что противопоставить «демократизаторам». В этом смысле «Варяг», заложенный в Николаеве, все-таки сыграл свою положительную роль по сохранению мира.

Пока китайский "Варяг" находится в море, на непродолжительных испытаниях, регион продолжает испытывать серьезное возбуждение:
- Япония послала запрос о том "зачем Китаю авианосец"? Смешные они, однако - будто забыли про Перл-Харбор! Сами то, наверняка уже проектируют следующий авианесущий "эсминец", водоизмещением эдак тонн в 60.000
- Появились рассуждения на тему, что авианосец будет использоваться в споре с Вьетнамом и Филиппинами за нефтеносные районы Южно-Китайского моря. Соответственно пошла гонка военно-морских вооружений
- Вьетнам берет у нас корветы и ПЛ, Манила объявила о планах по обновлению своего флота (все время был в "загоне"). "Подтягиваются" Таиланд и Индонезия.
- Тайваньские гоминьдановцы рекламируют свою новую ПКР как "убийцу авианосцев". Между тем агентство Синьхуа опубликовало статью одного из наших экспертов о том, что боеспособного авианосного соединения у Китая не будет еще лет 15-20
- и, очевидно, что это так, несмотря на заявленную потребность в 3-х таких кораблях и фактические большие усилия в данном направлении. Да и Горшкова у них нет...

Между тем и в России есть разговоры и споры о надобности и целесообразности иметь авианосцы в будущем. Попробуем, и в месте с вами в том числе, собрать все ЗА и ПРОТИВ

"За»

- Авианосец в составе группы, авианосно-ударная группа (АУГ), позволяет быстро сконцентрировать значительную ударную мощь в любой точке Мирового океана, что весьма полезно с военно-стратегической точки зрения.

- Авианосец – это символ военно-морской, военной, политической мощи государства, говорит об индустриальной, технологической развитости державы. Даже не воюя, авианосец позволяет оказывать огромное геополитическое влияние в мире. Именно поэтому Индия и Китай так быстро создают свои АУГ, этим они подчеркивают вхождение в «клуб» великих держав.

- Они позволяют завоевать господство в воздухе в зоне локального, регионального конфликта, поддержать десантную операцию или поддержать наземные силы, наносить удары по инфраструктуре противника.

- На Балтике и Черном море АУГ не нужны, в связи с ограниченностью акватории там достаточно обычных ВМС: крейсера, фрегаты, корветы, ракетные катера, десантные, противолодочные корабли, авиации наземного базирования и так далее. Но вот для Тихоокеанского флота надо не меньше трёх АУГ: в районе Владивостока, в районе Курильских островов и желательно восстановить базу во Вьетнаме – разместив там полноценную АУГ с наземной поддержкой. Думается, вьетнамцы будут не против (такой козырь для защиты от КНР!), в настоящее время Вьетнам ищет поддержку у Индии, даже США. Но для этого нужно «поменять мозги» военно-политической элите и понять, что без Глобализации по-Русски Руси не выжить, сомнут другие проекты, или мы их, или они нас.

- Чтобы защитить себя от «гуманитарных», «миротворческих» операций, Россия должна иметь и дорогостоящие, сложные системы, такие как авианосно-ударные группы, Военно-космические системы и так далее. АУГ – это гарантия мира, оружие, созданное для войны, даёт гарантию, что с нашим народом не поступят, как с афганцами, сербами, арабами; ещё древние говорили: «хочешь мира – готовься к войне».

- АУГ нужны в связи с возможным конфликтом из-за Курильских островов с Японией, для сдерживания Китая, в долгосрочной перспективе возможен конфликт за богатства Арктики и Антарктиды, где авианосно-ударные силы будут весьма кстати.

«Против»

- Любой большой корабль очень хорошая мишень, для авианосцев нужна целая группа поддержки, эскадра, которая осуществляет ПВО-ПРО, противолодочную оборону, нужна разведка и целеуказание, взаимодействие с космической группировкой.

- Для АУГ нужно фактически создавать новую береговую инфраструктуру, это целая большая госпрограмма, а в РФ находятся деньги только на дорогие автомобили, яхты, частные самолеты, оргии за миллионы евро, а для такой программы финансы крайне трудно найти. Хотя понятно, что такая программа вдохнула бы новую жизнь в КБ, НИИ, дала бы новые рабочие места, поддержала наш технологический потенциал, воспитала бы новые технические и военные кадры, помогла бы предприятиям, которые бы получили заказы.

- Сами авианосцы весьма дорогое удовольствие, не только их строительство, но и содержание, плюс строительство под них кораблей сопровождения. Лучше направить деньги на строительство НАПЛ, АПЛ, фрегатов, корветов, провести модернизацию тяжелых крейсеров, ставить на вооружение БРК.

- Авианосцы нужны для вторжений, а мы миролюбивая держава, воевать ни с кем не собираемся, поэтому они нам не нужны.

- Авианосцы, АУГ – это инструмент США для контроля Мирового Океана, торговых путей, запугивания стран «третьего мира» и своих союзников, мы на роль «хозяина планеты», «мирового жандарма» не претендуем.

- Российский ВМФ уже в настолько плохом состоянии, что даже прибрежные моря оборонять не сможет, авианосцы строить поздно и некогда, их мог строить СССР. Нам теперь надо решать задачу минимум: береговые ракетные комплексы, ВВС, они помогут защитить побережье.

- Россия уже не империя и никогда ей не будет, её значение, как великой державы, в прошлом, поэтому и Военно-морские силы надо иметь скромные, экономные.

Источник: bloggmaster.livejournal.com

Категория: в стране и в мире | Просмотров: 1348 | Добавил: Volkodav | Теги: Армия, вооружения, корабли, ВМФ, авиация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2023