Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта



Наш опрос

Считаете ли Вы престижной службу в армии РФ в данный момент?
Всего ответов: 31


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 18 » Кого винить в положении армии?
11:44
Кого винить в положении армии?
По мнению начальника Генштаба, основную ответственность должна нести военная промышленность.

Очевидно, что отголоски грандиозного скандала, случившегося в этом году на почве разногласий между Минобороны и предприятиями ВПК, будут еще долго напоминать о себе и тем, и другим. С виноватыми как будто ясность образовалась — в срыве гособоронзаказа-2011 виноватыми признали обе стороны. Стороны кротко смирились, тихо пообещав «сделать выводы», но им еще много что осталось высказать друг другу.

И в четверг, 17 ноября, свой ход сделал начальник Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров. Коснувшись темы качества поставляемого в российские войска вооружения в ходе своего выступления в Общественной палате, господин генерал подверг качество последнего острой критике. При этом критика прозвучала ожидаемо в контексте несправедливого, с точки зрения Минобороны, ценообразования: мол, если уж такое и брать, то с само собой разумеющимися скидками.

«Берем танк Т-90, о котором много говорилось, много писалось, и - израильский «Меркава». Сравните его систему поражения и нашего танка. Я уж молчу о танке Т-72 и всех остальных. Наш танк (Т-90) также не предусматривает противоминную защиту. Берем нашу артиллерию. Везде у иностранных армий есть высокоточные боеприпасы, и дальность поражения у них выше. То есть, мы заведомо ставим свои Вооруженные силы в проигрышное положение», - апокалиптически констатировал высокий воинский начальник. Конечно, это знакомое чувство, когда у соседа дом выше и машина дороже, однако, справедливости ради, «проигрышное положение» нашей армии относительно, скажем, НАТО лежит отнюдь не в вооружении. Как просто было бы, если б все обстояло именно так. Там подкрутил, там чуть модернизировал — и погнал погаными тряпками системы американского ПРО подальше от границ РФ.

К тому же при всех имеющихся огрехах Российская Федерация до сих пор остается среди главных экспортеров вооружения и это значит, что наша техника не так уж плоха, как живописует генерал Макаров. Пусть и требует совершенствования, но однозначно, если уж и говорить о «проигрышном положении», то начинать нужно явно не с танков. Может быть, мысль покажется банальной и даже не вполне уместной, но офицер, думающий, как разместить в двушке-маломерке двоих детей, одного из которых надо бы еще и в садик пристроить — не лучший боец, даже если ему повысить оклад на 10 тысяч рублей, половину из которых немедленно съест коммуналка.

Но Николай Макаров берет выше — в буквальном смысле. Генерал посетовал, что российские военные спутники могут находиться на орбите 3-5 лет, в то время, как зарубежные образцы служат по 15 лет. «Мы должны в пять раз больше спутников выпускать, минимальная цена которых - 6-8 млрд рублей. Да где же мы эти деньги возьмем, в конце концов?», - воскликнул господин Макаров. Деньги-то взять известно где. В федеральном бюджете на 2012-2014 гг. на оборону и безопасность выделена такая фантастическая сумма, что с ней можно не только обеспечить надежное функционирование самых навороченных и долгоиграющих спутников, но и космос завоевать. Если, конечно, все ассигнования дойдут до нужных расходных статей. Эта оговорка крайне принципиальная.

В целом же, проводимой военной реформой генерал армии оказался весьма и весьма доволен. Более того, как отметил господин Макаров, если бы не эта самая реформа, то уже к 2014 году «мы Вооруженных сил в России бы не имели». Впечатляющее признание, конечно, но как-то странно звучащее на фоне проваленного гособоронзаказа за этот год и робких опасений за следующий...

И уж тем более диковато на фоне в целом оптимистических реляций прозвучало признание все от того же Николая Макарова о возможности крупных столкновений на российской границе, в том числе и с применением ядерного оружия: «Возможность локальных вооруженных конфликтов практически по всему периметру границы резко увеличилась. При определенных условиях я не исключаю, что локальные и региональные вооруженные конфликты могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия». Звучит, конечно, очень «обнадеживающе».

И «определенные условия», что интересно, искать особо не надо. Они, по сути, планомерно создаются, в том числе и современной военной реформой, которая, как уже можно было убедиться, сопровождается и срывами контрактов, и остающейся социальной нестабильностью простых служак, невзирая на щедрое финансирование обороны. Вообще, условия настолько уже определенно подходящие для старта наихудшего сценария, что грешным делом закрадывается мысль: прогноз Николая Макарова до сих пор не сбылся лишь благодаря сидящему где-то в генетической памяти натовцев глубинном страхе перед некогда мощнейшей ядерной державой.

Критику качества вооружений, предлагаемых предприятиями ВПК в беседе с обозревателем KM.RU, прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны РФ, полковник Игорь Коротченко:

- Слова начальника Генштаба РФ не относятся ко всем без исключений видам вооружений. В основном, как я понимаю, критика касается вооружений для сухопутных войск и, в частности, на бронированную технику. Но при этом мы можем сказать, что, например, такие производители, как Уралвагонзавод из критики со стороны Минобороны делают необходимые выводы. В частности, на выставке в Нижнем Тагиле совсем недавно был показан новый модернизированный танк Т-90-АМ, при производстве которого, если судить по его характеристикам, во многом была учтена та критика в отношении отечественных танков, что звучала ранее. Производитель справился со всеми поставленными перед ним задачами.

По ряду направлений, например, по производству боевой авиации (истребители марки Су), по производству техники противовоздушной и противоракетной обороны, мы находимся на уровне ведущих мировых держав, и у Министерства обороны критики в отношении данных образцов нет. Слова начальника Генштаба надо понимать в том ключе, что Минобороны желает в рамках государственной программы вооружения закупать не те разработки, что были представлены в предшествующие годы, а принципиально новое оружие с лучшими характеристиками. Так что критика нацелена на то, чтобы побудить наш военно-промышленный комплекс больше сил уделять на разработку именно того нового перспективного оружия, которое требуется для нового облика вооруженных сил.

А в целом наше нынешнее вооружение вполне конкурентоспособно на мировом рынке. Объем экспорта российских вооружений ежегодно превышает $10 млрд. Это очень хороший показатель, с которым Россия прочно удерживает второе место в мире после США. Так что в оборонке есть и определенные узкие проблемы, есть и области, где ситуация более-менее благополучна. Но критика со стороны военных, безусловно, должна учитываться промышленностью, чтобы та и в дальнейшем получала контракты в рамках гособоронзаказа.

Проблемы с заключением гособоронзаказа 2011 года были по большому счету связаны с тем, что Минобороны предварительно попросило промышленность дать четкую калькуляцию цены по всем тем контрактам, которые им предстояло заключать. Не все предприятия смогли достаточно быстро дать информацию, что заявленная ими цена соответствует реалиям, что никакой сверхприбыли в ней не заложено. Министерство обороны теперь намерено ограничивать уровень рентабельности производителя планкой в 20%. То есть никаких сверхприбылей теперь быть не должно, а для того, чтобы процесс был прозрачным, необходима четкая калькуляция цены. Ранее подобное непонимание и стало главной причиной задержек в заключении контрактов. Но учитывая, что они заключаются не на год, а минимум трехлетние, то можно говорить о том, что выполнены они, так или иначе, все равно будут, учитывая их продолжительность.

А что касается новых контрактов 2012 года, то думаю, что тот опыт, который получили и Минобороны, и промышленность, оказался очень ценным. Стороны теперь лучше понимают взаимные требования друг друга и уверен, что в следующем году процесс согласования контрактов по вооружению будет более быстрым и не вызовет тех негативных эмоций на всех уровнях, как в этом году. Если брать ту же историю с Объединенной судостроительной корпорацией, переговоры с которой у Минобороны затянулись, то там, буквально в присутствии Путина, все контракты были подписаны, причем норма рентабельности для ОСК была повышена до 30-35% - больше, чем для остальных предприятий.

Так что теперь ситуация с гособоронзаказом должна будет, по идее, наконец выровняться. Производителям понятны задачи, военным и промышленности будет легче понять друг друга благодаря тому прекрасному опыту, что они получили.
Категория: военные новости | Просмотров: 689 | Добавил: Zvezda_nn | Теги: аналитика, Армия, Минобороны, россия, Генштаб | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Армия Государства Российского © 2011-2023