Добить нашу армию Кремль готовится поручить постпреду России при НАТО.
В последнее время в СМИ все активней муссируется информация о том, что люто ненавидимый армией и непопулярный в обществе министр обороны Анатолий Сердюков наконец-то будет освобожден от занимаемой должности, а к назначению на его место власть готовит нынешнего постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина. Первая часть предполагаемого «обновления» кадров очевидно назрела: Сердюкова, превратившего армию в гигантский коммерческий ларек, давно пора гнать подальше от Вооруженных сил. Этот вопрос может стать ребром накануне выборов президента РФ, назначенных на март. Для срочного надувания рейтинга кандидата от Кремля избавиться от одиозного и непопулярного министра обороны - самое время.
Кажется, Медведев уже начал готовиться к такому шагу и уже дистанцируется от Сердюкова. А как еще расценить беспрецедентное за последние десятилетия игнорирование Верховным главнокомандующим итогового заседания коллегии Министертва обороны, состоявшейся на днях? На ней, как обычно подводились результаты жизни и учебы Вооруженных сил за год, ставились задачи на ближайшую перспективу. Всегда это делал президент страны. А тут - вообще не приехал!
Что касается Рогозина, то о его новом назначении заставляют предполагать некоторые факты. Первое, что бросается в глаза, - активизация выступлений постпреда в СМИ по армейской тематике. Другой немаловажный нюанс — назначение его в середине ноября председателем Комиссии по обороне и оборонной промышленности при Общественном комитете сторонников Дмитрия Медведева, что воспринимается как некий переходный мостик. Наконец, третье. Именно Рогозин сопровождал президента Медведева во время недавней поездки во Владикавказ в 58-ю армию. Что, согласитесь, далековато от обязанностей представителя России при НАТО.
Некоторые заявления Дмитрия Рогозина в СМИ показывают, что он недоволен итогами сердюковских реформ и имеет свое видение нового «перереформирования» армии. Прежде чем цитировать претендента на звание нового армейского реформатора, сделаем экскурс по эпохальным вехам в деятельности его предшественников. При этом отметим: каждый из них считал, что как раз военной реформой и занимался. При этом некоторые успели даже доложить согражданам о полном и победном ее завершении.
Первый блин
Должность министра обороны впервые была введена в РСФСР 20 августа 1991 года. В тот же день на нее назначили главного связиста Воорруженных сил СССР, вовремя переметнувшегося к Ельцину, генерал-полковника Константина Кобеца. Он должен был заниматься преобразованием «имперской» армии СССР в «демократическую» российскую.
Кобец успел получить звание генерала армии, но в конце концов был снят с должности, уволен из Вооружённых Сил и арестован по обвинению во взяточничестве. Некоторое представление о характере его реформаторской деятельности может дать рапорт начальника ГУЭП МВД России генерал-лейтенанта милиции Дементьева министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии Куликову: «ГУЭП МВД России совместно с Главной военной прокуратурой продолжают осуществлять оперативно-следственные мероприятия по уголовному делу, возбужденному в отношении должностных лиц центрального аппарата Министерства обороны, которые необоснованно перечислили в ряд коммерческих структур г. Москвы и Московской области бюджетные средства, десятки миллиардов из которых впоследствии были похищены». Кобец признал свою вину и был освобождён из-под стражи под подписку о невыезде (в 2000 году его дело прекращено по амнистии).
Паша-«мерседес»
С 18 мая 1992 года министром обороны Российской Федерации стал генерал Павел Грачев (впоследствии дослужился до генерала армии).Он тоже был быстро заподозрен в коррупционных схемах, за что журналисты прозвали министра Пашей-«мерседесом».
Как реформатор, известен тем, что впервые озвучил тезис о формировании армии по смешанному принципу с последующим полным переходом на контрактную основу. Реформами называл и похожий на беспорядочное бегство вывод наших войск из Восточной Европы. Но наибольшую известность получил в результате личного руководства расстрелом российского Верховного совета в 1993 году. Известен также тем, что в декабре 1994 — январе 1995 из штаба в Моздоке лично руководил боевыми действиями Российской армии в Чеченской Республике. После провала нескольких наступательных операций в Грозном вернулся в Москву. С этого времени подвергался резкой критике за неудачи в восстановлении порядка в Чечне и «за политику, проводимую в корыстных интересах высшего генералитета». Отправлен в отставку указом Президента от 17 июня 1996 года.
Тихий бунт Родионова
С 17 июля 1996 года министром обороны РФ стал генерал армии Игорь Родионов, который сразу же выступил (хотя и без привлечения армейской общественности) против концепции военной реформы, разработанной близкими к Ельцину Юрием Батуриным и Андреем Кокошиным, а также против введения альтернативной службы. 11 декабря 1996 года указом Президента Российской Федерации Родионов уволен с военной службы, став «гражданским» министром обороны. 22 мая 1997 года Ельцин на заседании Совета обороны Российской Федерации отправил Родионова в отставку, возложив на него ответственность за медленное продвижение военной «реформы». По утверждению Родионова, истинная причина отставки крылась в его попытке препятствовать ослаблению и развалу Российской армии, не встретившей понимания в правительстве Российской Федерации.
Маршал- демократ
Следующий министр обороны Игорь Сергеев вошел в историю тем, что 21 ноября 1997 года первым в истории современной России был удостоен звания маршала Российской Федерации. И было за что. Он неуклонно проводил в жизнь сначала идеи Ельцина, а затем и Путина. Проявил себя как энергичный организатор концепции военного рефорирования, разработанной Кокошиным и отвергнутой Родионовым. На счету Сергеева ликвидация главкомата Сухопутных войск, что вскоре было признано ошибкой. С большими финансовыми и кадровыми потерями главкомат пришлось возрождать. Кроме того, на счету Сергеева - лишение самостоятельности РВСН и объединение их с Военно-космическими войсками, объединение ВВС и ПВО в единый вид Вооружённых сил и подчинение ему же армейской авиации, отобранной у сухопутчиков.
Он же, маршал Сергеев, затеял так и не закончившуюся пока ничем эпопею с разработкой межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» для новых атомных ракетных подводных крейсеров. Многие эксперты уверены, что судьба «Булавы» сложилась бы проще,если бы работой над ней занимались те, кто всегда создавал оружие для подводников - КБ в Миассе. Но министр обороны настоял, чтобы многомиллиардный заказ передали разработчику знаменитых «Тополей» - Московскому институту теплотехники, с которым у бывшего главкома РВСН Сергеева сложились теплые отношения. Но там никогда ничего не делали для флота! Не сделали и по сей день.
Несмотря на практически полную податливость «кокошинским» реформам, Сергеев воспротивился планировавшемуся сокращению количества наземных стратегических ракет с 750 до 150 и 28 марта 2001 года подал в отставку с поста министра обороны. Тогдашний президент Владимир Путин принял эту отставку.
«Свой» парень
28 марта 2001 года Владимир Путин назначил на освободившуюся должность своего бывшего коллегу по работе в управлении КГБ по Ленинграду и Ленинградской области Сергея Иванова. Поначалу его хорошо восприняли в армейской среде, уповая на то, что Путин, сам «выходец из офицерской среды», поставил «на армию» достойного человека. Но вскоре пришло разочарование. «Свой» парень провозгласил приоритеты по трем направлениям: рост бюджета Минобороны, переход на контрактную армию и перевооружение ее новой техникой. Что было на самом деле?
Бюджет рос, но куда уходили средства, в Счетной палате, которая не раз проверяла военное министерство, так и не докопались. А в администрации президента даже ставился вопрос о создании отдельного, параллельного Вооруженным силам подразделения для независимого автономного контроля денежных армейских потоков.
«Перевооружение» тоже шло, но какими темпами? Например, в 2003 году на экспорт было поставлено 44 самолета, 2 фрегата, 80 танков Т-90С. А российские Вооруженные силы в том же году лишь модернизировали 5 старых Су-27, отремонтировали 5 подводных лодок, получили 14 танков Т-90С. Еще большие диспропорции дал 2004 год: экспорт 310 танков, 55 самолетов против приобретения Российской армией лишь 31 танка и 4 самолетов. Деньги тратились, соседи перевооружались за наш счет, а российская армия деградировала.
Что касается перевода армии на контракт, то тут обнаружился полный обвал. Среди желающих служить «за такие деньги», «такому режиму» оказались в основном бывшие хронические лодыри, пьяницы, неудачники, да и тех недоставало до нужного числа.
Тем не менее в феврале 2007 год Сергей Иванов громогласно доложил Верховному главногкомандующему о том, что армейская реформа успешно завершена. И тут же был назначен первым заместителем премьер-министра. А уже отреформированной до блеска армией доверил руководить другому соискателю.
Не «мебельщик», а зять Зубкова
Путину не составило труда подобрать такого. Новым министром оброны стал доселе неизвестный в армейской среде Анатолий Сердюков. Он был выдвинут, наверное, не потому, что некогда добился выдающихся успехов в торговле мебелью, а, скорее всего, вследствие того, что был зятем Виктора Зубкова. Того, который услужил Путину тем, что верно хранил ему место премьера, пока шла рокировка с Медведевым.
Непревзойденный знаток военного дела Анатолий Сердюков моментально дезавуировал заявления своих предшественников и объявил, что на самом деле военная реформа еще не начиналась. То, что началось, назвали приданием «нового облика Вооруженным силам». Надо сказать, получился еще тот облик...
Основные направления реформы Сердюкова таковы. Вместо шести военных округов созданы четыре оперативно-стратегических командования: «Запад», «Восток», «Центр» и «Юг». Обвальное сокращение численности Вооруженных сил РФ, в первую очередь офицерских должностей – из 300 тсяч их осталось 150 тысяч. Сердюков досокращался до того, что президент Медведев поставил ему задачу срочно вернуть в состав Вооруженных Сил около 70 тысяч офицеров. К сегодняшнему дню наши Сухопутные войска сокращены на 90 процентов, ВВС — на 48 процентов, ВМФ — на 49 процентов, РВСН — на 33 процента. Сокращены 55 из 65 военных вузов, 66 военных госпиталей, 83 военных поликлиник, 17 лазаретов, 5 военных санаториев и домов отдыха.
Итоги реформ
В целом за десять лет реформ с армией сделали то, чего не смог достичь ни один агрессор. Из 64 тысяч танков (1991) осталось меньше 7 тысяч, из 67 тысяч орудий и миномётов - меньше 10 тысяч, из 6 тысяч самолётов и вертолётов - 1,5 тысячи, из 437 боевых кораблей 1-го и 2-го рангов — меньше 100, из более 300 подводных лодок - 80.
С 1993-го года Вооружённые Силы России сократились с 4 800 000 человек до 1 100 000 с намеченной Главнокомандующим перспективой еще «ужаться» до 750 тысяч.
Для сравнения, в США только сухопутные войска насчитывают 495 тысяч человек, плюс особняком стоит корпус морской пехоты — 250 тысяч. Да ещё национальная гвардия — без малого 400 тысяч. Да в резерве постоянно находится 520 тысяч. В сухопутных войсках бундесвера под ружьём 240 тысяч. Турецкая сухопутная группировка — 525 тысяч. В Китайской Народной армии 2 миллиона 90 тысяч человек в одних только сухопутных войсках.
Нашему солдату в европейской части страны противостоят 10 солдат НАТО, на каждый наш танк — 2 танка НАТО, на каждый наш самолёт — 3 натовских. На Восточном направлении двухмиллионной армии Китая противостоит российская группировка в 80 тысяч солдат и офицеров.
Куда дальше?
Бедному Рогозину, если он придет на место Сердюкова, уже и реформировать ничего не осталось. Однако он ни чуть не унывает. Сразу же после назначения Рогозина «военным министром» в общественный штаб Медведева, «Известия» опубликовали статью, в которой постпред России при НАТО рассуждает о перспективах новой армейской реформы. Он утверждает, что для эффективной модернизации Вооружённых сил власть создала все необходимые условия: принята государственная программа развития армии до 2020 года, которая предусматривает выделение огромных средств на перевооружение, подготовлена необходимая нормативная база. Однако реализация всех принятых мер традиционно сталкивается с проблемами на уровне федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций. В этой связи Рогозин справедливо задаётся вопросом: «Как не разбазарить выделяемые на развитие ОПК колоссальные бюджетные средства?» Впрочем, вопрос звучит риторически, как и во всех реформатроских проектах современной России.
Говоря о препятствиях, с которыми придётся столкнуться при проведении модернизации Вооружённых сил, Рогозин видит их корни в 90-х годах, когда ОПК, как и вся экономика, находился в глубочайшей депрессии, когда военная техника практически не обновлялась, объёмы гособоронзаказа были минимальными, а боеготовность боевой техники поддерживалась лишь за счет её ремонта. Выживание ОПК до недавнего времени обеспечивалось исключительно экспортом вооружений, разработанных ещё в советский период. Безусловно, это было выходом в тот тяжёлый период, но перед Россией теперь стоят новые задачи, - период выживания пройден, необходимо двигаться дальше.
Читаешь все это и не покидает ощущение дежа-вю. Веть этот же самый набор слов использовали и все предыдущие реформаторы.
Из досье «СП»
Дмитрий Олегович Рогозин родился 21 декабря 1963 года в Москве. В 1986 году с отличием окончил международное отделение факультета журналистики МГУ, впервые в истории факультета защитив сразу две дипломные работы. В 1988 году с отличием окончил экономический факультет Университета Марксизма-Ленинизма при Московском городском комитете КПСС, хотя при этом в КПСС не состоял.
В январе 1990 года стал учредителем, а в мае 1990 года был избран президентом Ассоциации молодых политических лидеров СССР, также известной как «Форум-90». 20 августа 1991 года выступил на митинге защитников Белого дома сразу после Бориса Ельцина, Александра Руцкого и Эдуарда Шеварднадзе.
В марте 1997 года стал депутатом Государственной Думы, вошёл в депутатскую группу «Российские регионы» и был избран заместителем председателя Комитета по делам национальностей, где занимался проблемами русского населения на Северном Кавказе и других регионах. На выборах 1999 года переизбран депутатом Государственной Думы.
Входил в депутатскую группу «Народный депутат», а также был избран председателем Комитета Государственной Думы по международным делам.
В феврале 2003 года заявил, что покидает Народную партию России и переходит в «Единую Россию». Появилась информация, что Рогозин может возглавить Генеральный совет партии. Сам Дмитрий Рогозин выразил мнение, что «люди, поддерживающие президента, должны быть в одной политической организации» и что «мы хотим консолидации всех пропрезидентских сил». Однако вхождению в руководство «Единой России» помешал политический соперник Дмитрия Рогозина, один из основателей партии тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков.
14 сентября 2003 года на учредительной конференции избирательного блока «Родина» (Народно-патриотический союз) был избран сопредседателем Высшего совета блока. Во время президентских выборов 2004 года, между Рогозиным и сопредседателем «Родины» Сергеем Глазьевым произошёл раскол: Рогозин призывал партию поддержать Владимира Путина, хотя Глазьев выставил собственную кандидатуру на выборах. Во внутрипартийной борьбе Рогозин победил Глазьева, с июля 2004 года став единоличным председателем партии.
9 января 2008 года указом президента Российской Федерации В. В. Путина был назначен постоянным представителем России при Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе.