В ближайшие годы, как известно, на нужды обороны будет потрачено порядка 20 триллионов рублей. Часть этих денег пойдет на нужды флота. И, судя по всему, немалая часть. Так, например, президент Объединенной судостроительной корпорации Р. Троценко недавно похвастался, что ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) уже имеет заказы до 2022 года.
Нельзя не согласиться с ним, что такие грандиозные сроки в промышленности встречаются редко: общая стоимость всех контрактов предприятия составляет 280 млрд. рублей. Что интересно, это самый большой объем соглашений, заключенных с юридическим лицом в нашей стране. Достойный повод для гордости. Основная масса заказов северодвинского завода связана с постройкой подводных лодок четвертого поколения, принадлежащих к проектам 885 «Ясень» и 955 «Борей». На данный момент в планы Минобороны входит постройка десяти лодок первого типа и восьми второго. Напомним, количество нужных «Ясеней» постоянно менялось - то требовалось три десятка, то всего пять кораблей, но весной этого года было решено пока остановиться на десяти. Хотя нельзя утверждать, что после входа в строй этих десяти подлодок не начнется строительство новых. Некоторый оптимизм в плане осуществимости запланированного строительства придает тот факт, что в последние 7-10 лет темпы строительства головных кораблей обоих проектов значительно выросли: «Северодвинск» (пр. 885) был заложен еще в 1993 году, а «Юрий Долгорукий» (пр. 955) в 96-м. Иногда говорится, что продолжительность строительства вызвана применением кардинально новых материалов и технологий. Однако эта версия нисколько не противоречит тому мнению, что до поры до времени «зародыши» лодок пылились на стапелях из-за отсутствия нормального финансирования. Тем не менее, в последние годы деньги нашлись, и в данный момент уже три новые подлодки («Северодвинск» и два «Борея»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский») проходят испытания. Еще два корабля заложены и строятся («Казань» проекта 885 и «Владимир Мономах» проекта 955).
Что получается: вооружение
У наших подлодок ближайшего будущего есть и ряд проблем. Раньше они в основном были связаны с деньгами, а сейчас - с различным оборудованием. Самая известная и «разрекламированная» загвоздка проекта «Борей» на данный момент - ракета Р-30 «Булава». Хотя последние на данный момент пять испытательных пусков этой ракеты прошли успешно, скептицизма по отношении к ней меньше не стало, равно как и различных шуточек. Кроме того, масла в огонь общественного мнения подливают СМИ: после 16-го пуска в августе этого года появилась информация, что первоначально он должен был состояться на неделю раньше, а перенесли его из-за неполадок на лодке. Представители Минобороны, в свою очередь, вскоре опровергли информацию о переносе запуска. Так что серию беспроблемных испытаний можно считать продолженной. С торпедным вооружением «Бореев» особых проблем пока не возникало, во всяком случае, если они и были, то широкого общественного резонанса не вызвали.
Точно так же не привлекло к себе народное внимание вооружение лодок «Ясень». И это понятно: их целевым оружием являются противокорабельные ракеты «Оникс» и «Калибр» различных версий и модификаций. К настоящему времени оба семейства ракет испытаны, доведены и строятся серийно. А, как известно, успехи не так привлекают внимание как неудачи.
Что получается: деньги и не только
Другая проблема новых подлодок заключается в постоянно «съезжающих» сроках. К примеру, когда строительство «Северодвинска» получило толчок в виде нормального финансирования, планировалось ввести лодку в состав флота в 2011 году. Однако по ряду причин это торжественное событие перенесли на вторую половину 12-го. «Севмаш» утверждает, что «Бореям», в свою очередь, придется подождать, пока «Булава» будет готова к принятию на вооружение и серийному производству. Будем надеяться, следующие полтора десятка подлодок будут спускаться на воду, испытываться и вводиться в строй в соответствии с планами.
В этом году, как подлодка из-подо льда, всплыли две похожие истории, связанные с производством лодок и финансовыми потоками. В апреле некто Тиханов был приговорен к штрафу из-за того, что его фирма, по контракту с «Севмашем» от 2009 года приводившая сварочные работы, не имела соответствующей лицензии. По статье о незаконном предпринимательстве Тиханова оштрафовали на 30 тыс. рублей. В свою очередь, за проведенные работы его фирма получила около двух миллионов. 8 декабря стало известно об аналогичном деле. Подробностей его пока не оглашали, известно лишь то, что некая фирма под руководством некой женщины с 2007 по 2009 год провела монтажных работ на 12 миллионов. Чем закончится - посмотрим.
В аналогичном контексте иногда упоминается смена руководства «Севмаша». Напомним, в июне генеральный директор предприятия Н. Калистратов написал заявление «по собственному желанию» и ушел работать в законодательные органы Архангельска. На пост генерального директора ПО «Севмаш» был назначен теперь уже бывший глава ЦКБ «Рубин» А. Дьячков. В околофлотской среде, конечно, потихоньку ходит версия о причинах отставки Калистратова, связанных с его специфической деятельностью в должности гендиректора. Однако в ОСК утверждают, что это только своеобразная оптимизация работы «дочки» с целью улучшения ее работы. К тому же весной вице-премьер С. Иванов высказал сомнения в целесообразности нахождения Калистратова на посту директора «Севмаша».
Возможно, именно подобные истории с непонятными конторами без лицензий и стали главной причиной того, что министерство обороны всячески торговалось с кораблестроителями по поводу стоимости контрактов. Во всяком случае, можно понять Министерство: если вокруг крупного завода-производителя «пасутся» всякие мелкие «шарашкины конторы», ожидать можно что угодно. От увеличения стоимости контрактов до катастрофических последствий для завода. К примеру, подобным образом уже погиб Саратовский авиационный завод: в свое время вокруг него появилась масса дочерних фирм, а финансовые потоки в них распределялись таким образом, что вся прибыль уходила к ним, а все расходы и долги достались самому заводу. Вряд ли кто-то в нашей стране хочет подобной судьбы для «Севмаша» или любого другого оборонного предприятия.
Подводная стратегия
Хотелось бы, чтобы в будущем не возникало проблем с финансированием или подписанием контрактов из-за разногласий по цене. Если действительно все будет так, то актуальным станет другой вопрос: куда отправятся 18 новых лодок? «Бореи», как носители стратегических ракет, могут быть включены в состав любого из российских флотов. Точно так же дело обстоит и с «Ясенями», хотя в свете последних событий в сфере систем ПРО такие лодки могут оказаться более нужными на Северном флоте. Если США продолжит развитие своей противоракетной обороны, а именно ее части, основанной на кораблях с системой Aegis, то со временем стоит ожидать появление таких кораблей в акватории Северного Ледовитого океана. Через этот район, как известно, наиболее целесообразно «проводить» межконтинентальные ракеты. Соответственно, в перспективе для противодействия американской ПРО может понадобиться некоторое количество подводных лодок с противокорабельными ракетами. Максимальная дальность пуска ракет «Оникс» или «Калибр» достигает 300 километров, соответственно стрельбу по «Иджисам» при надобности придется производить из акватории, закрытой льдом. Эффективное решение подобных задач под силу только подводным кораблям.
Правда, надо сказать, точные планы по распределению новых лодок еще не публиковались. Есть даже мнение, что их пока вовсе не существует. Вряд ли Минобороны будет заказывать технику, не имея планов по ее применению, но мнение есть и с этим фактом надо примириться. Хотя никто не запрещает его оспорить. Куда именно отправятся служить лодки, и чья версия в итоге окажется правильной - выясним через несколько лет, году к 17-18, когда достаточное количество лодок проектов 885 и 955 не только будет спущено на воду, но и завершит испытания.