Ближний Восток не локальная и не региональная проблема. На самом деле никогда не был таковой. Последние две тысячи лет. Не говоря уже о последних шестидесяти. Но даже в этом контексте нынешняя ситуация, сфокусированная в настоящий момент на Сирию, представляется беспрецедентной по своим дальнейшим глобальным последствиям. Сегодня именно в Сирии подожжен бикфордов шнур, который ведет к очень большой войне. А при «удачном» раскладе даже и к мировой.
Забавно, что единственным как бы легитимным посредником и миротворцем в сирийской ситуации выступает Лига арабских государств. Притом что нынешняя ЛАГ после впадения в политическую кому Египта и Ливии является безраздельной собственностью салафитских монархий залива, в первую очередь саудитов и Катара. Это на их деньги их общеарабские телеканалы осуществляют информационную травлю нынешнего сирийского режима, которую уже потом тупо ретранслируют бледнолицые коллеги по всему миру. Это они всеми доступными им способами стимулировали борзость европейских наполеончиков в отношении Каддафи. Это они прямо науськивали американцев ударить по Ирану. Это они стоят реально за волной великих демократических революций в арабском мире, и это государства, в которых не то что демократии, там и конституций никаких отродясь не было.
Сирию пинками, пулями и санкциями принуждают к гражданской войне. Это делается практически в открытую: в открытую нанимаются и внедряются боевики, в открытую ведется широкомасштабная диверсионная война с армией и полицией, ради информационных провокаций людей убивают на улицах сирийских городов, в открытую госдепартамент США убеждает боевиков ни при каких обстоятельствах не сдавать оружие. И с этим ничего нельзя поделать. Сегодня, в нынешней конфигурации мира, ничего с этим поделать нельзя. И это не обещает ничего хорошего никому.
Потому что питательная среда пресловутой «арабской весны» - арабская улица, население дико раздутых городских окраин, по минимуму урбанизированное, по большей части никогда не имевшее постоянной работы, несчастное и униженное, чьи социальные требования не могут быть удовлетворены никем и никак. Единственная перспектива - перенаправить, канализировать разбуженную энергетику ненависти в иное русло. Иное - это на врага, внешнего и внутреннего. Не будем показывать пальцем, кто может являться таким врагом для такой толпы, главное, что эта толпа неумолимо катится в руки радикалов. Настоящих радикалов или тех, кто сумеет приманить ее радикальными лозунгами и радикальными способами их реализации. Запахом крови. То есть сегодня ближневосточный процесс, точкой бифуркации которого является Сирия, - это процесс движения к войне. И больше никуда.