В Вооруженных Силах РФ подходит к концу период организационно-штатных изменений и на первый план выходит задача их переоснащения. Каковы тут ближайшие приоритеты Министерства обороны? Что еще планируется изменить в структуре войск на завершающем этапе реформ? Какова позиция министра обороны Анатолия Сердюкова относительно главных проблем военного строительства? Эти и другие актуальные вопросы волнуют не только офицеров, генералов и адмиралов, но и большинство российских граждан.
Для безопасности службы
По оценке главы военного ведомства, на сегодня завершена вся подготовительная работа, в том числе по нормативному оформлению рожденных реформой организационно-штатных изменений в Вооруженных Силах. Недавно у президента была утверждена структура, возможно, последнего нововведения: военной полиции. Уже есть четкое представление, какой она станет, начиная от центрального аппарата и заканчивая военными округами, каковы ее функции.
Военная полиция будет состоять только из контрактников и напрямую подчиняться министру обороны. Среди основных направлений ее деятельности – сопровождение грузов, поддержание воинского порядка и законности на территории гарнизонов, несение комендантской службы, обеспечение передвижения военного транспорта (ВАИ) и другие. Но главное – выстраивается четкая структура, призванная предпринимать все необходимое для того, чтобы ратная служба не сопровождалась казарменным хулиганством, строго соблюдались требования воинских уставов и законов. Военной полиции будет вменено в обязанность предварительное дознание, которое сейчас возложено на командира. Все это, как надеются в Минобороны, сократит количество преступлений и различных чрезвычайных происшествий в войсках. Интересно, что с появлением такой структуры на нее также ляжет функция охраны военных объектов, что в свою очередь освободит солдат-срочников от несения службы в карауле, позволит им полностью сосредоточиться на освоении боевых специальностей.
Естественно, военные полицейские будут выделяться из основной массы военнослужащих формой одежды, наличием спецсредств, особого транспорта и вооружения, их наделят соответствующими правами и льготами. Готовы идти на компромисс.
Как известно, некоторое время назад довольно непростая ситуация сложилась в отношениях Министерства обороны с рядом предприятий ОПК. Военное ведомство добивалось и добивается прозрачности оплаты контрактов и заказов. Увы, кое-какие трения, как сказал министр, пока остаются. «Проблема – в соотношении цены и качества продукции, – считает Сердюков. – Это две основные претензии. Не говоря уже о сроках исполнения контрактов». Коллаж Андрея Седых (фото Леонида Якутина)
Пока в определении цены на продукцию Минобороны удалось найти общий язык не со всеми корпорациями. Хотя военные крайне заинтересованы в том, чтобы организации ОПК открывали ее истинную себестоимость. Анатолий Сердюков дал понять, что военное ведомство готово пересматривать процент рентабельности продукции, идти на компромиссы, если предприятие в течение, скажем, пяти лет будет модернизироваться и работать на повышение качества изделий. И этот компромисс, судя по всему, может составлять от 25 до 35 процентов рентабельности. Главное, еще раз повторим, по мнению министра, – прозрачность.
Что касается зарплаты персонала, то Министерство обороны вообще не намерено вмешиваться во внутреннюю финансовую политику предприятий. Если там считают, что слесарь-наладчик должен получать 50 тысяч рублей – пусть получает. Это дело конкретного завода. Но чистая себестоимость при этом должна быть открыта. «Мы не можем просто на слово кому-то верить или просто увеличивать оплату на процент инфляции», – считает глава Минобороны.
По его словам, легче решаются эти вопросы на предприятиях авиационной отрасли. Некоторое время назад он встречался с генеральным директором ОАО «РСК «МиГ», президентом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаилом Погосяном. Они нашли неплохие варианты устранения проблемы. А вот с военным судостроением и ВМФ сложнее. Почему? Отчасти потому, что там более сложная и ресурсоемкая техника. Взять, скажем, техническую составляющую того же подводного ракетоносца. Но найти консенсус крайне необходимо, чтобы понять, какие финансовые параметры надо закладывать на ближайшие 8–10 лет. В том числе и для сближения позиций с «оборонкой» при Минобороны в свое время создали Департамент по ценообразованию, где работают достаточно неплохие специалисты. Анатолий Сердюков подчеркнул, что военное ведомство готово воспринимать разумные предложения, которые обоснованы конкретными цифрами и расчетами.
И польза от этого уже налицо. Такими темпами и объемами, как в этом году, Минобороны еще не заключало контракты. Оно переходит на длинные договоры, которые рассчитаны на 8–9 лет. Уже сегодня рассмотрено порядка 60 процентов спланированной к поступлению в 2012 году продукции. До окончания 2011-го будет проанализирована вся оставшаяся номенклатура изделий и заключены контракты. Более того, сейчас Министерство обороны готово сразу профинансировать любой контракт на 100 процентов. Правительство дало на это добро. То есть выделяется с опережением, в качестве кредитов серьезный объем средств – только работай. «Таких комфортных условий в мире нет ни у кого, и предприятиям они, безусловно, выгодны», – с удовлетворением отметил министр.
Первый раз вопрос о наращивании производства ЗРС С-400 «Триумф» был поднят Министерством обороны еще в 2007 году. А в 2008-м, когда систему показали в Кубинке президенту России Дмитрию Медведеву, на письме Минобороны об увеличении выпуска «Триумфов» глава государства поставил резолюцию: «Согласен». По словам Сердюкова, он прекрасно понимает, что эта ЗРС входит в перечень изделий отечественного ОПК, которые должны в первую очередь закупать Вооруженные Силы.
Велик у С-400 и экспортный потенциал. Поэтому решено вложить в расширение производства системы государственные средства, а также привлечь кредиты. Сейчас активно разрабатываются проекты новых предприятий, которые займутся изготовлением ЗРС, уже определены места, где они расположатся. «Думаю, что в первом-втором кварталах, если ничего не изменится, основное проектирование будет закончено, – считает министр обороны. – И видимо, в 2012 году начнется строительство двух заводов».
По расчетам, в течение двух лет предприятия возведут и в 2015 году дадут первую продукцию. Анатолий Сердюков отметил: мы готовы поставлять ЗРС С-400 на экспорт, но в первую очередь она пойдет в части ПВО Российской армии. Метод, которым руководствуются все страны
Если же говорить о танках, то Минобороны и ОПК пришли к единому мнению – необходимо провести модернизацию имеющихся боевых машин и их вооружения. Впрочем, как и наличной автомобильной техники. Предлагается устаревающие образцы ВВТ либо усовершенствовать, либо отправлять на утилизацию. Сейчас, например, заключен большой контракт с Нижним Тагилом на изменение Т-72 до облика Т-90. Потребуются относительно небольшие деньги, хотя для завода это достаточно серьезный объем работ: примерно в 38 миллионов рублей может обойтись модернизация танка. Это в три раза дешевле, чем создать новый.
Но модернизация будет очень глубокой. Произойдет замена пушки с заряжающим устройством, трансмиссии, двигателя, коробки передач… Останется неизменным по сути только каркас.
А вот какая работа идет с КамАЗом. Минобороны возвращает четыре тысячи старых автомобилей на завод и закупает столько же новых. Приобретать новые машины без утилизации старых нет ни возможности, ни необходимости. Аналогичный подход правомерен и для боеприпасов, и для стрелкового оружия. По мнению Анатолия Сердюкова, это наиболее прогрессивный метод, которым руководствуются все страны.
Вместе с тем с нижнетагильским заводом заключен договор по ОКР и на разработку нового танка. Ожидается, что года через три появится что-то современное. Все контакты с немцами, итальянцами направлены тоже на это. По крайней мере наше активное участие в выставках, в том числе специалистов из ГАБТУ, ГРАУ, конечно, дает многое. Офицеры уже могут сформулировать, что же требуется для армии в этой области.
Нет у нас до сих пор, по мнению министра, и толкового снаряда, хорошей брони, которую мы хотели бы иметь на боевых машинах будущего. Хорошо, что в этом плане начинается сотрудничество отечественных фирм, в том числе из Нижнего Тагила, Тулы, Кургана, с зарубежными коллегами. «Насколько я знаю, Военно-промышленная компания ведет переговоры или даже уже купила лицензию на производство израильской керамической брони и скорее всего начнет ее производить в ближайшее время, – отметил глава военного ведомства. – А это уже наша общая победа».
Что касается транспортной авиации, то основные закупки начнутся в 2014–2015 годах, в том числе Ан-124, Ан-70, новых заправщиков, другой авиатехники. Как сказал министр, мы в этом плане нашим украинским партнерам предлагаем даже кредиты для ускорения выпуска продукции.
Относительно стрелкового оружия. У нас на складах накопилось около 17 миллионов «стволов». Минобороны намерено их либо модернизировать, либо реализовать. Но приобретать новые образцы пока не планируется, поскольку старые в избытке. Даже если создадут новый автомат, он будет закупаться после того, как используется ресурс старого вооружения или для него найдется другое применение. Контрактники – элита ВС
К контрактникам отныне особый подход. Желающих служить по контракту ожидает особый отбор. Кого попало в армию уже не возьмут. Это должны быть люди иной закваски и выучки. Соответственно и получать они будут от 25 тысяч рублей и выше в зависимости от выслуги лет, выполняемых задач. Представители ГРУ, ВДВ, морпехи, снайперы начнут зарабатывать еще больше.
180 тысяч контрактников сейчас предстоит переаттестовать. И от того, как мы их оценим, во многом зависит, какими станут будущие профессионалы. Они должны быть, по мнению министра обороны, элитой Вооруженных Сил, на которую будут ориентироваться солдаты-срочники.
Сейчас разработан целый ряд требований, предъявляемых к контрактнику: возраст, опыт службы, образование… Кто является потенциальным кандидатом? Мало кто из крупных городов, тем более столиц, идет в контрактники. Кандидаты проживают в небольших городах, сельских районах. Они могут получить хорошее льготное образование, социальное обеспечение, жилье или деньги на его приобретение. Если человек прослужит два контракта, то должен обрести и хороший социальный пакет.
Хотя, как считает министр, необязательно все должны получать среднее образование. Главное – способен человек или неспособен выполнять свои функциональные обязанности на избранной военной специальности. Тех же водителей «Тополей» будут готовить особо, а других – по укороченной программе, в течение 3–6 месяцев. 2012-й – год завершающий
По мнению министра обороны, военная реформа, конечно, не может продолжаться бесконечно. Сегодня пройден путь оргштатных изменений, а также преобразований в управлении, связи, комплектовании армии и флота. Следующая большая и последняя задача – перевооружение. Но с поступлением новых видов ВВТ изменится и структура подразделений. Ведь до сих пор вся она базируется на тех подходах, которые сформулированы в 70-х годах. А новое оружие потребует и новых условий его применения. Те же машины тылового подвоза грузов у мотострелков будут изыматься, поскольку созданы бригады материально-технического обеспечения и инженерные. А где-то, наоборот, появляются подвижные пункты управления (ППУ), которых не было.
Как сказал Сердюков, уже очень много сделано в рамках формирования нового облика Вооруженных Сил. И 2012 год станет завершающим. Планируется пересмотреть функционал практически всех структурных подразделений от бригады и ниже, определить, кто чем конкретно должен заниматься.
Будут решены и социальные вопросы. По всем финансовым обязательствам, которые заложены в 2011–2012 годах (если не секвестрируют военный бюджет), Минобороны имеет возможность рассчитаться. В том числе с долгами по жилью. А вот на квартиры контрактников, считает министр, лучше выплачивать соответствующие денежные средства, которые военнослужащий мог бы вложить в ипотеку или напрямую использовать для приобретения жилья, а не строить новое. По этому пути идут и другие страны. На особом контроле
И последнее. Как известно, некоторое время назад прокуратура Чеченской Республики начала поиск ветеранов чеченских кампаний, среди которых есть и действующие военнослужащие. Это делается якобы для того, чтобы установить тех, кто совершил противоправные действия на территории ЧР в период чеченских войн. Насколько это правомерно и держит ли этот вопрос на контроле министр обороны?
Это неправомерно, считает Анатолий Сердюков. Он держит этот вопрос под своим особым контролем. «Я занимаюсь этим. Это не дело прокуратуры и следственного комитета Чечни – заниматься чеченской войной, – подчеркнул министр обороны. – Они в этой части не могут быть незаинтересованной стороной, а значит, и определять: кто в чем виновен, а кто нет. Что касается Минобороны, то мы никакой информации на этот счет не даем и давать не будем».