Одной из причин решения Дмитрия Медведева не баллотироваться могли стать данные социологов. К концу своего первого срока Медведев подошел с минимумом сторонников и максимумом недоброжелателей. У Владимира Путина ситуация немногим лучше, но его рейтинг вырастет, убежден социолог. Возвращение Владимира Путина на пост президента больше соответствует ожиданиям россиян, чем повторное выдвижение Дмитрия Медведева, свидетельствуют данные социологических опросов. Рейтинги обоих членов тандема сейчас на минимуме, но положение Путина всегда было лучше, чем у Медведева. «Газета.Ru» в течение года в еженедельном режиме следила за рейтингами членов правящего тандема, опираясь на данные ведущих социологических служб страны. Год назад, в сентябре 2010 года, рейтинги одобрения и доверия Медведева и Путина держались на обычном уровне: по данным ВЦИОМ, в ответ на просьбу назвать 5—6 политиков, вызывающих наибольшее доверие, Путина называли 48% россиян, Медведева — 40%. Согласно этому же опросу, максимальное число сторонников у Путина было в сентябре 2008 года — 60%, Медведев пережил лучшие времена в августе 2009 года — 45%. По данным Левада-центра, Медведев однажды даже обошел Путина в таком опросе: в ноябре прошлого года ему доверяли 47% россиян, а Путину — 46%.
Рейтинги доверия первым лицам поползли вниз с начала этого года: в январе этого года Путину доверяли на 9% меньше граждан, чем месяцев раньше (40% вместо 49%), Медведев, потерявший сразу 7% сторонников еще в декабре прошлого года (рейтинг с 47% в ноябре снизился до 40% в декабре), в январе утратил еще 5% голосов, получив только 35% (данные Левада-центра).
Спад рейтингов первых лиц был вызван тем, что, «выйдя с новогодних праздников, россияне осознали себя по-другому», поясняет замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин. «Власти сказали, что кризис преодолен, а население этого не почувствовало: цены продолжили расти, в том числе цены на услуги ЖКХ и т. д.», — напомнил социолог. Провал в рейтингах начала года оказался не выправлен до сих пор, отмечает Гражданкин. Более того, они продолжают снижаться. Согласно данным Левада-центра, в течение года рейтинг доверия Медведеву колебался в рамках 33—38%, но ни разу не дотянул даже до 40%. Августовский результат президента — 35% голосов (по данным Левада-центра).
Рейтинг доверия Путину также стремительно снижался до марта этого года, по итогам которого он потерял 10% голосов (39% в марте 2011 года против 49% в декабре 2010-го). Но затем он зафиксировался на уровне 40—42% до августа, когда вновь съехал на уровень 39%.
По данным ВЦИОМ на середину сентября, Путину доверяют 40% россиян, Медведеву — 33%. Таким образом, по сравнению со своими лучшими временами (Медведев — в августе 2009 года, Путин — в сентябре 2008 года) оба потеряли ровно половину сторонников.
Фонд «Общественное мнение», который прямо спрашивает россиян о доверии Путину и Медведеву, дает другие цифры, но фиксирует ту же тенденцию к снижению рейтингов обоих первых лиц. Сентябрьский индекс доверия Медведеву составляет 54,1%, у Путина — 57,2%. Для обоих это не минимальные показатели, они были в июне этого года — 52,2% у Медведева и 56,7% у Путина. Однако в обоих случаях нынешние рейтинги не сопоставимы с прошлогодними, когда у обоих был максимум сторонников: у Медведева в апреле 2010 года 66,2% голосов, у Путина в декабре 2010 года — 69,5%.
Рейтинги одобрения деятельности Медведева и Путина также снижались с начала этого года. По данным Левада-центра, Путин в сентябре прошлого года имел поддержку на уровне 77% (максимум в 79% у него был в декабре 2010 года), Медведев — на уровне 73% (максимальное значение одобрения было в мае прошлого года — 77%). По итогам августа рейтинги обоих достигли минимума: у Путина — 68%, у Медведева — 63%.
При этом антирейтинги первых лиц на протяжении всего года росли, и у Путина в настоящее время он идентичен уровню августа 2004 года: о неодобрении действий премьера заявили 30% россиян. Антирейтинг Медведева еще больше — 35%, хотя на протяжении всех лет президентства он держался на уровне 22—25%. 36-процентный антирейтинг у Медведева был в период вице-премьерства, в августе 2007 года. До мая — июня этого года Путин проигрывал Медведеву, президент был в более выгодном положении в глазах россиян, указывает Гражданкин. Это происходило до того момента, как Медведев начал заявлять о себе как о самостоятельной фигуре, он не выдержал прямого столкновения с Путиным в сознании россиян, считает социолог.
«Весь ресурс Медведева основывался на доверии россиян к Путину, к тому, что он в точности проводит курс Путина. Медведев сиял отраженным светом, как Луна. А когда Луна начинает конкурировать с Солнцем, она сразу перестает быть заметной», — пояснил собеседник «Газеты.Ru». И Путин, и Медведев начали терять голоса после того, как в головы избирателей начала проникать мысль о том, что власть «не монолитна» и «есть какая-то альтернатива», отмечает Гражданкин. «Избирателям показалось, что люди вместо того, чтобы обеспечивать экономический рост, заняты дележом власти. Весь этот политический процесс был воспринят негативно», — поясняет эксперт. Теперь, после того как «произошел переворот с головы на ноги», и более важный с точки зрения населения человек — Путин — позиционируется в качестве будущего президента, его рейтинг вырастет, прогнозирует собеседник «Газеты.Ru». На пользу премьеру пойдет также и то, что он избавился от критикуемой партии «Единая Россия», список которой возглавил Медведев. Оценки деятельности Медведева, напротив, со временем будут становиться более строгими, считает социолог. Он оценил проделанное Путиным как «дзюдоистский прием». Данные социологов наверняка были одним из факторов, на который члены тандема опирались при принятии решения о том, кто из них будет баллотироваться на новый президентский срок, не сомневаются эксперты «Газеты.Ru». Однако величину этой роли они оценить затруднились: «Мы к этой кухне не имеем отношения, но похоже, что люди, которые руководят избирательной кампанией, учитывают и данные социологических опросов», — говорит Гражданкин. «Снижение рейтингов — это один из факторов, влияющих на принятие решения», — согласен политолог Дмитрий Орешкин. «Понятно, что рейтинги плохие, а у «Единой России» они даже ниже, чем сообщается. И неясно, зачем Медведеву, если бы он был самостоятельной политической единицей, возглавлять ее список», — добавил Орешкин. Среди других факторов, повлиявших на решение о возвращении Путина, могли быть личностные конфликты Медведева, ставшие причиной отставок мэра Москвы Юрия Лужкова, спикера Совета федерации Сергея Миронова и снятие с поста лидера партии «Правого дела» Михаила Прохорова, не исключил Орешкин. Само решение о возвращении Путина рождает «тревожные ощущения», признался эксперт.
«Судя по всему, власть понимает, что ситуация выходит из-под контроля и надо этот контроль усиливать. Если бы все было в порядке и Путин был бы уверен, что все у него под контролем, что бы было не дать Медведеву еще один президентский срок?» — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Гражданкин не исключил, что на решение о возвращении Путина могла повлиять перспектива второго витка экономического кризиса и нарастающая независимость Медведева, который «в общественном сознании начал приобретать собственное лицо».
Принципиально вопрос об избираемости Медведева или Путина перед тандемом не стоял, убеждены эксперты.
«Если бы было принято такое решение, Медведев был бы также легко избран, как и в первый раз», — считает Гражданкин. «Они (члены тандема. — «Газета.Ru») исходят из того, что избирательная система целиком под контролем. В этом много здравого, так как эта уверенность основывается на лояльности региональных элит, у которых нет другого выбора: кого им назначат, тот и будет избран», — говорит Орешкин. Эксперт лишь отметил, что удивлен тому, что решение о выдвижении Путина было принято до парламентских выборов в декабре этого года, когда система была бы в очередной раз протестирована.