Главная » 2011»Декабрь»5 » Военная реформа – бригадная структура. Новые факторы
22:19
Военная реформа – бригадная структура. Новые факторы
Вениамин Сергеев
Можно отметить, что еще во время ВОВ средняя численность советской дивизии фактически сократилась до 5 000 – 6 000 человек по сравнению с довоенными 17 000, причем пополнять их более чем до 9 000 – 11 000 тысяч человек, начиная с 1942 года, не стремились ни на фронте, ни во время переформирований, ни при подготовке к операциям.
Таким образом, численность управляемого боеспособного соединения, состоящего из разнородных сил под единым командованием (мотопехота и танки, артиллерия и ракетные части, армейская авиация и ПВО, разведка и связь, транспорт и снабжение) лежащая в пределах 5-6 тысяч человек, сложилась естественно, на основе военной практики, и численность современной реформенной российской бригады ей соответствует.
Вполне возможно, что бОльшим, способным самостоятельно действовать комплексным соединением разнородных сил, без ввода промежуточных полноценных звеньев управления, один командир управлять эффективно просто не в состоянии – если комбриг или комдив непосредственно командует этими совершенно разными видами вооружений, то командир корпуса имеет дело уже с командирами дивизий и бригад. Отсюда напрашивается ряд вопросов – не являются ли требования по общей подготовке к командиру новой бригады (или, ранее, дивизии), более высокими, чем даже к командиру корпуса и армии? И где сегодня взять таких грамотных и инициативных командиров, способных к самостоятельным действиям? Естественно, имея ввиду бригаду не однородного состава (напр., танковую).
И – действительно ли в современных условиях отпала необходимость в организации высших тактических и оперативно-тактических соединений, от дивизии и выше? И если ранее Военные Округа развертывались во фронты, то чем они станут сегодня в случае военной опасности? В какую структуру увязываются, координируются бригады? Или они полностью самостоятельны в своих действиях, подчиняясь непосредственно Главкому, исходя из того, что на современном уровне информационного обеспечения вся полнота общей информации может быть сконцентрирована и обработана на уровне Генштаба, а вся полнота оперативно-тактической самостоятельности передана непосредственно командирам бригад?
В отличие от многоуровневой комплексной системы дивизия-корпус-армия, отдельная бригада моментально теряет и эффективность, и боевую устойчивость, при поражении хотя бы одного-двух компонентов (по этой причине американцы не используют в боевых операциях, кроме контрпартизанских, отдельные бригады, а формируют комплексные «Task Force» на задачу). Каким образом сохранение эффективности и боевой устойчивости российских бригад предусматривается в нашей военной реформе? Материалы по реформе не дают вразумительного ответа. Занятия по подводному вождению танков на реке Неман. 1991 год
Можно отметить, что новая российская бригада становиться соединением, решающим и тактические, и оперативно-тактические, и оперативные задачи, причем самостоятельно, без поддержки высших соединений, за отсутствием таковых. То есть комбриги ведут и бой, и операцию, и кампанию, а интересы в них могут быть малосовместимы, порой даже противоречивы друг другу. Не слишком ли велика нагрузка?
В состоянии ли один человек – комбриг- эффективно выработать в себе основы этих трех видов мышления, они же весьма и весьма различны по типам? Комбриг по необходимости должен обладать качествами полководца прошлого – а Суворовых, Оранских и Македонских в истории не так уж и много – десятки на тысячелетия.
В таком случае требования к подготовке комбригов возрастают неимоверно.