Из-за непродуманного финансирования набор армейских священников затягивается почти на год.Военное ведомство не спешит выполнять призыв Верховного главнокомандующего активнее развивать в армии институт военного духовенства. Сами военные священники пока не видят реальных подвижек в этой работе.
— По непонятной пока причине руководство Минобороны это прекрасное начинание продолжает тормозить. Всё идет почему-то слишком уж медленно, — рассказал «Известиям» представитель Московской патриархии.
По данным представителя РПЦ, на сегодняшний день в Вооруженных силах в должности помощников командира по работе с верующими военнослужащими служат 19 священников, 45 человек ожидают назначения. Их кандидатуры давно были отправлены на согласование в Главное управление кадров Минобороны. Еще год назад Синодальным отделом отобрано и подготовлено 123 кандидата на новые должности.
— Штатные должности этих священнослужителей до сих пор не утверждены, и это заставляет епархии искать возможности введения священников в войска на внештатной основе. До сих пор крайне низкой, несмотря на прямые указания руководства страны, остается и их зарплата. Священникам все средства приходится изыскивать самим. Даже их первые учебно-методические сборы в Ростове-на-Дону прошли в начале ноября за счет самих участников и воинских частей, которые их туда откомандировали, — отметил собеседник «Известий».
В Главном управлении по работе с личным составом Минобороны с такими заявлениями не согласились и сообщили «Известиям», что зарплата капелланов не так уж мала.
- Исходная сумма составляет действительно около 10 тыс. рублей, но ведь существуют надбавки за особые условия службы, районный коэффициент и квартальные премии. Поэтому всего должно выходить около 25–30 тыс., а в следующем году будет даже больше, — заверил «Известия» представитель Минобороны.
В военном ведомстве «Известиям» также пояснили, что назначение священников затягивается из-за того, что расходы на работу с верующими военнослужащими не успели войти в бюджет Минобороны 2011 года.
— По итогам сборов в Ростове-на-Дону, которые прошли в октябре, планировалось подготовить своеобразный регламент деятельности капелланов, обобщить их первый опыт работы, однако даже тут возникла проблема с финансами — для печати брошюр невозможно ниоткуда выкроить 45–60 тыс. рублей, — сказал представитель Минобороны.
Впрочем военное духовенство не отчаивается. Протоиерей Михаил Васильев, главный священник ВДВ, сообщил «Известиям», что священники готовы трудиться в армии бескорыстно и терпеливо ждать подвижек.
— Для перемен потребуется какое-то время, и мы не драматизируем ситуацию, считаем это рабочей проблемой. Такова наша русская национальная черта. Российская армия приобретает свой новый облик тоже ведь медленно. Мы люди верующие и верим, что всё когда-нибудь разрешится.
Отец Михаил выразил сожаление, что сегодня в армии на одного штатного священника приходится по три внештатных, несущих свой пастырский труд бескорыстно. Он привел в пример ситуацию с ВДВ, где военному батюшке нужно окормлять несколько соединений, расстояние между которыми порой составляет около 700 км.
По данным председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерея Димитрия Смирнова, сегодня на одного священника в российской армии приходится 4166 военнослужащих, не считая членов их семей. В то же время в США один капеллан работает с 800 военными, а в Израиле — со 100. По оценке протоиерея, расходы на военное духовенство сегодня ничтожно малы. При этом священники, как правило, содержат многодетные семьи.
Президент Дмитрий Медведев на встрече с представителями православной общественности, которая состоялаcь 5 ноября, призвал Минобороны активнее развивать в армии институт военного духовенства. «Надо действовать энергичнее. Для этого необходимо проявить и государственную волю», — отметил Медведев. Президент заявил, что существуют планы «поэтапного развития и укрепления этой структуры» и он даст Минобороны «соответствующее поручение».